A-9\A-10 – первый шаг к космосу ?


Космический Третий РейхКосмический Третий Рейх – это название звучит как название фантастического романа или давний лозунг, который в наше время часто подхватывается “желтой прессой” с целью раздуть очередную сенсацию. К счастью для них, инженеры работавшие в нацисткой Германии оставили после себя богатое наследство, покрытое многочисленными тайнами. Итак, существовала ли у Германии космическая программа и если это действительно так, то почему нацисты так и не вышли в космос, имея глобальное преимущество над союзниками в ракетной технике ?

Прежде всего, разберемся в типах ракет, которые строились в Германии в годы войны. До уровня серийной постройки довели только два образца – V-1 и V-2 (A-4), последний из которых был полноценной баллистической ракетой, но развить вторую космическую скорость (11,2 км\с) она не могла. Причина была достаточно проста – изначально руководство Рейха не рассчитывало создавать космическую систему, следовательно, столь огромная скорость ракете была не нужна. Здесь ставка делалась на дальность полёта и максимальную нагрузку.

Самым большим недостатком А-4 была их система наведения. Хотя с 1943 года немцы проводили активные эксперименты с тепловыми и даже телевизионными (!) головками самонаведения доработать эти перспективные направления им не удалось. Тогда и возникла идея оборудовать разрабатываемый вариант крылатой ракеты на основе А-4 оснастить пилотской кабиной. Понятно, что для пилота это был “билет в один конец”, но в отличии от немецких камикадзе немцы не были самоубийцами. После наведения ракеты на курс пилот катапультировался над Атлантическим океаном, после чего его подбирала подводная лодка.

Ожидая более успешное использование баллистических ракет нацистское руководство одобрило план набора пилотов, производил который Отто Скорцени. Поскольку летать этим “соколам” пришлось бы на субкосмических высотах это породило легенду о “космонавтах Третьего Рейха”, хотя на самом деле они таковыми не являлись. По различным оценкам в отряд пилотов-ракетчиков было набрано от 100 до 500 человек.

Тем временем под руководством фон Брауна был готов крылатый вариант ракеты, получивший обозначение А-4b. По сути, это была та же А-4, но с небольшими крыльями – предварительные расчеты показали, что модифицированный образец будет иметь дальность полёта около 480 км.

В декабре 1944 года был получен заказ на 20 ракет этой модификации. Сколько успели построить – неизвестно. Первые два испытательных старта оказались неудачными, поэтому пришлось внести ряд доработок в конструкцию А-4b. Третий старт состоялся 27 января 1945 года – ракета вышла на заданную траекторию, однако при переходе на планирующий полёт оторвалась одна из плоскостей, что привело к разрушению аппарата.

Что касается пилотируемого варианта A-4b, оснащенный пилотской кабиной с каплевидным остеклением, убираемым колёсным шасси и дополнительным реактивным двигателем, то этот проект остался только в эскизах. Так на чём же тогда должны были летать “космонавты” Третьего Рейха?

В 1943 году всё тот же Вернер фон Браун закончил предварительное проектирование ракетной системы А-9\А-10. Как можно догадаться из обозначения, это была двухступенчатая ракета, рассчитанная на значительно большую дальность.
Первая ступень (А-10) была разгонной и весила 75 тонн. Большую часть её внутреннего пространства занимали топливные баки, а в хвостовой части устанавливались двигатели суммарной тягой 180 тонн. Вторая ступень (А-9, иногда её называют “America-Rakete”) разрабатывалась на основе А-4 и должна была работать на топливе нового типа.

Геометрические данные системы были следующими:

Общая длина – 25,8 метров
диаметр А-9 – 1,7 метра
диаметр А-10 – 4,3 метра
максимальный размах стабилизаторов А-9 – 3,5 метра
максимальный размах стабилизаторов А-10 – 9 метра
максимальная высота полёта – 180 км,
максимальная дальность – 4800 км
максимальная скорость А-9 – 10000 км\ч
максимальная скорость А-10 – 4250 км\ч
нагрузка взрывчатого вещества – 1000 кг аматола 60\40.

На такой ракете действительно можно было достигнуть околоземной орбиты, но только в теории. На практике история сложилась несколько иначе.

Немецкая космическая ракета А-9\А-10

Дальнейшая история А-9\А-10 достаточно туманна и вызывает массу споров. Согласно одним источникам, немцы успели построить всего 2 или 3 макетных образца А-9, которые никогда не летали, а ракета-носитель А-10 вообще остался только на бумаге. Эта версия представляется наиболее убедительной, тем более что ни одного компонента А-9\А-10 найдено не было. Другие утверждают, что межконтинентальная ракета была не только построена, но доведена до серийного производства.

Всего якобы построили две ракеты А-9\А-10, одну из которых планировали испытать, выпустив по Гренландии, а вторая предназначалась для проведения операции “Эльстер” – заброски диверсионной группы в США. Данная операция была проведена 30 ноября 1944 года и закончилась полным провалом. Группа диверсантов была высажена у американского побережья и в полном составе погибла в бою с береговой охраной.

Вместе с оружием у немцев был обнаружен мощный передатчик, назначение которого так и осталось неопределенным, однако некоторые западные историки сходятся во мнении, что он должен был служить маяком для межконтинентальной ракеты. Далее, по этой версии, события развивались следующим образом.

Что случилось с первым образцом остаётся неизвестным, а вот старт второй системы А-9/А-10 состоялся 8 января 1945 года. На борту ракеты находился пилот Рудольф Шредер. Старт прошел вполне удачно, но на десятой секунде полёта Шредеру показалось, что ракета горит, и он раскусил ампулу с цианистым калием.

Его последними словами были:
“Она сгорит! Она сгорит! Мой фюрер, я умираю…”

Учитывая горький опыт с ракетными истребителями Ме-163 можно понять пилота, который не захотел сгореть заживо. Тем временем, ракета выскочила в космос по баллистической траектории и, находясь без управления, упала где-то в Атлантике.

запуск системы А-9\А-10

Третья версия частично повторяет вторую. По этой теории было в течении 1943-1945 гг. выполнено 48 (!) запусков системы А-9\А-10, причем в 1944 году на старте взорвалось 16 из 18 опытных образцов. Пилоты, которых готовил Скорцени, должны были управлять модифицированными ракетами А-9\А-10b. В отряд “космонавтов” Третьего Рейха вошёл Райль Штрайхер – по его утверждениям, после нескольких успешных запусков беспилотных систем состоялся последний тур отбора, когда остался только он и Мартин фон Дулен. При выборе кандидата учитывалось множество фактора, начиная от физической выносливости и заканчивая личным гороскопом.

Первый запуск ракеты с фон Дуленом на борту состоялся 18 февраля 1945 года оказался неудачным – уже на 3-й минуте полёта она взорвалась, не оставив пилоту никаких шансов выжить. Второй старт, проведенный 24 февраля, оказался более успешным. Ракета выскочила в открытый космос и, облетев один раз вокруг Земли, приводнилась у берегов Японии.

Понимая неизбежность поражения нацистское руководство подготовило путь к отступлению, построив небольшой космодром под Вевельсбургом, который взорвали перед отступлением. Результаты своих работ и чертежи системы А-9\А-10 были спрятаны в одном из замков в Карпатах, где их следы затерялись навсегда. А первого немецкого космонавта было приказано уничтожить как опасного свидетеля.

Тем не менее, Штрайхер “чудом” остался жив и поселился на территории будущей ГДР, где за свои откровения он угодил в больницу для душевнобольных. Правда, в скором времени, ему удалось оттуда выбраться и эмигрировать в ФРГ. Западная пресса восприняла рассказ Штрайхера с большим воодушевлением.

Бывший “космонавт” в своём интервью журналу “Шпигель” рассказал следующее:

“Глядя из космоса на родную планету, я понял, каким ничтожно маленьким кажется наш “необъятный мир”. Теперь, когда мы обладаем столь мощным техническим потенциалом, не составит большого труда подчинить рано или поздно нашу планету одной власти”.

Как оказалось, Штрайхер сильно ошибался. Его повествование хоть и пронизано духом таинственности и романтизма, не объясняет множества фактов. Если фон Брауну в тяжелейших условиях удалось создать столь совершенную ракетно-космическую систему, то почему после войны у великого немецкого конструктора возникло столько трудностей уже при подготовке к первому запуску американского космонавта по баллистической траектории. А если успех был очевиден, то почему фон Браун умолчал об этом историческом факте.

Кроме того, нигде нет описания (даже приблизительного) системы катапультирования и жизнеобеспечения пилота. Штрайхер также не дал ответ на вопрос, как он в конце войны снова оказался в Германии, ведь его ракета приводнилась у далёких японских берегов. Возможно, Штрайхер и вправду летал на одной из пилотируемых ракет конструкции фон Брауна, но называть его первым в мире космонавтом пожалуй не стоит.

Со временем появились и другие “факты” пребывания нацистов в космосе. В 1990 году американское издание “Journal” сообщило о “супер-сенсации”: 2 апреля 1990 г. на Землю после 47-летнего отсутствия вернулся отряд космонавтов. В Атлантическом океане приводнился летательный аппарат с тремя членами экипажа на борту, посланными в космос с невыясненными целями в 1943 году!

Эти трое были отобраны для прорыва в космическое пространство по личному приказанию Адольфа Гитлера. Старт ракеты осуществлялся с секретного полигона научно-исследовательского центра на острове Пенемюнде в Балтийском море, на севере Германии. Согласно сообщениям, космический корабль, на котором космонавты вернулись на Землю, представлял собой усовершенствованный реактивный снаряд V-2. Здесь они были замечены одним из кораблей ВМФ США и подняты на борт вместе с ракетой.

Эта новость была подхвачена многими информационными агентствами, хотя мало кто из журналистов и обычных читателей задумался, каким образом 40 человек жили на орбите столь долгий срок и почему их корабль не обнаружили раньше?

Так или иначе, все эти сообщения о космонавтах нацистской Германии не более чем домыслы, которые, впрочем, основываются на реальных событиях. И всё же, до настоящего времени не было найдено ни одного документа, подтверждающего факт запуска ракета в открытый космос в годы войны.

Рисунки Josha Hildwine с сайта Luft`46.