О фильме «Forbidden Planet».


Forbidden PlanetФильм, о котором будет рассказано в этой статье, совершенно неизвестен у нас, но в США он считается давно признанным шедевром космической киноклассики. Впервые выйдя на экраны 15 марта 1956 года “Запретная планета” (“Forbidden planet”) произвела сильное впечатление не только на рядового зрителя, но и на критиков.

Сценарий фильма, написанный Сирилом Хьюмом, несколько необычен, поскольку за основу была взята сильно переработанная драма У.Шекспира “Буря”. Со стороны кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer было большим риском выделить огромные по тем временам деньги (1.900.000 долларов) на съёмки фильма, но этот смелый шаг себя полностью оправдал – за время проката картина собрала 3.000.000 долларов.

Сюжет “Запретной планеты” таков. Действие происходит в 23 веке, когда человечество овладело полётами через гиперпространство и устремилось в дальний космос. Экипаж звездолёта S-57D Объединенных планет под командованием капитана Джона Адамса направляется к планете Альтаир IV, где за 20 лет до этого совершил посадку исследовательский космический корабль “Беллерофон”. С тех пор никаких сведений об экспедиции не поступало, что вызвало тревогу у землян.

Подлетев к планете команда получает настоятельное предупреждение от доктора Морбиуса, единственного оставшегося в живых членов экипажа “Беллерофона”, не совершать посадку. Капитан, явно чувствуя неладное, принимает противоположное решение.

Первое впечатление от Альтаира IV вполне благоприятное. Фантастический ландшафт с горными пиками, зеленое небо, две луны, атмосфера полностью пригодная для жизни и чудесная природа. Команду встречает робот Робби, который отвозит капитана и двух его помощников в дом, где живет Морбиус.

Альтаира IVХотя по специальности доктор является лингвистом его деятельность на Альтаире IV явно не связана с изучением языков. При первом разговоре с Морбиусом выясняется, что экипаж “Беллерофона” полностью погиб, за исключением доктора и его жены. Причиной смерти большинства экипажа послужила некая неведомая планетарная сила, остальные погибли при попытке эвакуироваться с планеты.

Для капитана остаётся абсолютно непонятным вопрос, как выжил Морбиус и его жена, которая впрочем умерла спустя несколько месяцев. Здесь же они внезапно знакомятся с дочкой доктора Альтаирой – весьма сексуальной блондинкой незнакомой, абсолютно не знакомой с особенностями “повадок” мужчин и любящей носить чрезвычайно короткие мини-юбки собственных моделей. Разумеется, столь милое создание сразу привлекает к себе внимание молодого лейтенанта, который тотчас пытается её соблазнить, что по-началу сильно раздражает капитана.

После разговора с Морбиусом Адамс готов улететь с Альтаира IV, но для этого ему требуется провести ремонт гиперпривода. Доктор соглашается выделить ему в помощь Робби, который должен был создать несколько тонн (!) свинцовых плит для защитных экранов. Но пока велись работы на корабль проникает некое существо, выводящее из строя вычислительный механизм звездолета. Отправившись к доктору в очередной раз капитан Адамс решается проникнуть в его кабинет. Застав нежданных гостей, настроенных не слишком дружелюбно, Морбиус решается рассказать им секрет планеты.

Оказывается, миллионы лет назад на Альтаире IV жила высокоразвитая цивилизация называвшая себя крэлами. После многих веков эволюции они победили болезни, преступность, предрассудки и овладели эмоциями. Крэлы достигли таких технологических высот, которые человечеству даже не снились, однако их цивилизация внезапно исчезла за один день.

высокоразвитая цивилизация называвшая себя крэламиПеред своей гибелью крэлы успели создать некий механизм, которому они отдали всю энергию своего рода. Титаническая машина крэлов поражает воображение. Она представляла собой куб размерами 20х20 миль (32х32 км), в котором 7800 этажей и 400 шахт. В лаборатории крэлов Морбиус показывает “пластикового учителя” – ещё одну машину, предназначенную для обучения молодого поколения.

Этот удивительный аппарат является также измерителем энергетической активности живых существ и способен трансформировать мысли в трехмерное изображение. Доктор предупреждает, что неподготовленный человек может умереть при попытке такой трансформации.

Тем временем на звездолёт землян вновь нападает монстр, убивая одного из астронавтов. Вокруг корабля ставится защитный периметр и лазерные орудия, но повторная встреча с загадочным невидимым существом заканчивается “вничью” – монстр не смог прорваться сквозь периметр, но и убить его также не смогли.

Вернувшись к Морбиусу капитан пускается на поиски доктора, а один из офицеров экипажа спускается в лабораторию к “пластиковому учителю” где сам проводит над собой опасный эксперимент. Итог этого опыта оказался трагическим. Офицер умирает, но перед смертью он успел передать Адамсу, что крэлы при создании своей машины упустили один важный момент, который погубил их цивилизацию. Капитану открывается страшная правда.

Раса крэлов, подсознательно желая смерти и разрушения, при помощи титанического механизма создала монстров от которых погибла сама. Прибыв на планету через 2 миллиона лет экипаж “Беллерофона” обследовал останки цивилизации и обнаружил адский механизм. Управлять им научился только Морбиус. Приняв решение вернуться на Землю астронавты стали жертвой нового чудовища, созданного разумом доктора, хотя сам он об этом даже не догадывался.

Через 20 лет аналогичная судьба ждала бы звездолёт S-57D, но его капитан оказался более дальновидным. Единственным средством убить монстра – это покончить сего создателем, поскольку энергия хранившаяся в недрах машины крэлов практически бесконечна.

В трагическом финале фильма монстр пробирается в лабораторию и убивает Морбиуса. Далее в машине крэлов возникает цепная реакция и планета взрывается. Перед смертью доктор успевает предупредить об этом капитана, и от уводит звездолёт на безопасные 100.000.000 км.

Запрещенная планетаВ общем-то, футуризированный сюжет “Запрещенной планеты” с простыми диалогами главных героев кажется несколько наивным, что вполне объяснимо. Создатели фильма не ставили глобальную задачу сделать шедевр на все времена (хотя так и получилось), да и зритель 1950-х гг. абсолютно не был искушен “Звездными войнами” и “Матрицами”. А ведь спецэффекты “Запрещенной планеты” вплоть до появления эпохальной “Космической одиссеи:2001” считались непревзойденными и даже сегодня некоторые из них смотрятся на порядок лучше, чем в современных фильмах “категории Б”.

Как можно заметить, съёмки велись исключительно в павильонах, что значительно упрощало процесс. Большие декорации потребовались только для воссоздания интерьера корабля, дома Морбиуса и лаборатории крэлов. Всё остальное делалось методом комбинированных съёмок и мультипликации. Самое интересное, что почти 1.000.000 долларов из бюджета фильма было потрачено на создание невидимого монстра и связанных с ним сцен (!). А ведь вначале продюсеры утверждали, что такой ход позволит сэкономить средства. Кстати, некоторых показах фильма зрителям выдавались одноразовые бумажные очки с красными светофильтрами – сквозь эти очки можно было видеть на экране невидимое чудовище. Рисовкой монстра между прочим занимались специалисты студии Disney.

Ещё один момент – с первых минут фильма сразу обращает на себя внимание сам звездолёт S-57D выполненный в форме “летающей тарелки”. Как правило, в фантастических фильмах того времени всё было наоборот – “летающие тарелки” были исключительно у инопланетян.

Интересная судьба была у робота Робби, который впоследствии стал главным героем фильма “Невидимый мальчик” (1957) и несколько раз снимался в фантастических телесериалах. Помимо этого, дизайн Робби был заимствован для других фантастических фильмов.

Впрочем, главной причиной успеха были не только спецэффекты, но также хорошая игра актеров и работа костюмеров. К примеру, для Лесли Нильсена, больше знакомого нам по пародийным комедиям вроде “Голого пистолета”, это был кинодебют. Оказался он настолько удачным, что в течении всех следующих лет Лесли приглашали сниматься в других, не менее хороших картинах.

Платья для главной героини Альтаиры, которую сыграла актриса Энн Феррис, шились по специальному заказу и произвели настоящий фурор не только у её поклонников. И вправду, столько откровенных нарядов с использованием мини-юбок до того времени в кинофантастике просто не было.

Отдельно надо сказать о музыкальном сопровождении. Музыка к фильму была написана Бебе и Луисом Бароном, которые решились на ещё один смелый эксперимент, целиком создав свои этюды при помощи электронных инструментов.
И напоследок – спустя несколько лет после съёмок “Запретной планеты” Джин Родденберри (сценарист, продюсер и создатель телесериала “Star Trek”) утверждал, что “Запретная планета” стала одним из источников его вдохновения.

В частности, она оказала несомненное прямое влияние на сюжет пилотного эпизода этого сериала “The Cage”. Он был снят в 1964-65 гг., но не выпускался в эфир до 1988 г. и затем был частично включен в эпизод в двух частях “The Menagerie” в первом сезоне. Также мотивы “Запретной планеты” можно обнаружить в сюжете эпизода “What Are Little Girls Made of…” из первого сезона “Звёздного пути”.

По множеству показателей “Запретную планету” 1956 года можно сравнить с отечественным фильмом “Планета бурь”, снятого двумя годами позднее и также имевшего большой успех у американской аудитории. А ведь если бы у советской съёмочной бригады была хотя бы половина возможностей студии MGM, “Планета бурь” могла бы стать безусловным лидером в области спецэффектов 1950-х гг.