HOTOL – британский “челнок” 80-х.

HOTOL – британский челнокВ 1982 году неутомимый Алан Бонд (о нём упоминалось в статье о звездолёте “Daedalus”) начал работу над перспективным проектом воздушно-реактивного двигателя. В то же самое время, под действием успехов американского “Шаттла”, британский инженер Роберт Паркинсон из фирмы British Aerospace, приступил к разработке проекта корабля многоразового использования. В следующем году Бонд запатентовал свою конструкцию, получившую обозначение RB454, причем Министерство Обороны сразу навесило на проект гриф “совершенно секретно”.

Объединив усилия Бонд и Паркинсон разработали проект аэрокосмической системы названной позже HOTOL – Horizontal Take-Off and Landing (Горизонтальный взлёт и посадка). Помимо возможности самостоятельно взлетать и садиться этот корабль практически не использовал топливо с жидким кислородом в качестве основного компонента, что позволило существенно повысить безопасность экипажа. Вместо этого, силовая установка HOTOL извлекали кислород прямо из воздуха. В сумме, использование двигателя Бонда сулило большой выигрыш в массе и несколько большую коммерческую нагрузку.

Взлёт корабля HOTOL осуществлялся “по-самолётному” со специальных направляющих. Спроектированные для этой цели разгонные “сани”, на которых двигалась система, разгонял корабль до скорости в несколько раз превышающей звуковую, после чего HOTOL переходил в свободный полёт на маршевых двигателях RB454. После этого “сани” спускались на парашюте и их можно было бы использовать вновь. Как только корабль переходил в безвоздушное пространство система питания переключалась на резервные топливные баки с небольшим запасом жидкого кислорода. По расчетам проектировщиков, HOTOL мог выводить на орбиту около 7 тонн полезной нагрузки при затратах на каждый полёт не более 5 миллионов фунтов стерлингов (£) – в этом плане британский корабль оказался значительно лучше американского аналога.

Получившая официальное одобрение программа HOTOL была поддержана правительством, которое выделило из бюджета 2 миллиона £. Проектное задание выполнялось на предприятиях фирм British Aerospace в городах Уортон (Warton), Филтон (Filton) и Стивнейдж (Stevenage). Исследования, продолжавшиеся более двух лет, принесли свои плоды, однако в 1989 году правительство отказалось от дальнейшего финансирования. Причиной этого стало политика премьер-министра Маргарет Тэтчер, которая стремилась как можно сильнее сократить расходы из бюджета страны, даже в ущерб её научному развитию. Продолжить разработку HOTOL под руководством иностранного заказчика не представлялось возможным из-за секретности двигателей RB454.

самолёта-носителя на базе Ан-225 “Мрiя”Тем не менее, в начале 1990-х гг., когда “железный занавес” рухнул и открылись новые перспективы развития ракетной техники в сотрудничестве с конструкторскими бюро Советского Союза, Роберт Паркинсон решил несколько изменить проект. Так как с двигателями RB454 ситуация выглядела мрачно он решил заменить их обычными ракетными двигателями советской постройки. Разумеется, о самостоятельном взлёте теперь не могло идти и речи, поэтому запуск HOTOL должен был осуществляться с самолёта-носителя на базе Ан-225 “Мрiя”. Общий вес такой конструкции составил 250 тонн при массе полезной нагрузки 4,5 тонны.

Несмотря на неплохие перспективы заменить “Буран” и, наконец, вывести в космос первый британский корабль многоразового использования, этот проект также не получили должной поддержки. Развал СССР не позволил новому российскому правительству вложить достаточно средств в развитие системы HOTOL – Ан-225, а в Великобритании вновь посчитали траты на проект Паркинсона излишними. В итоге, в 1992 году проект был окончательно закрыт и стал достоянием истории. Тем не менее, конструкторский коллектив работавший над HOTOL в течении пяти последних лет, создал собственную компанию Reaction Engines Ltd, а наработки, полученные при его проектировании, пригодились в работах по созданию нового многоразового корабля Skylon.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *