Китайский «Шаттл» – вчера и сегодня.


программа “Цзянь” – ракетно-космической системыО китайской космической программе в последнее время говорят много – не без помощи США китайским конструкторам удалось в достаточно сжатые сроки создать удачный ракетоноситель и провести серию запусков сначала беспилотных спутников, а в 1999 году осуществить полёт первого пилотируемого аппарата. Однако немногие знают о программе “Цзянь” – ракетно-космической системы, которая могла составить конкуренцию “Space Shuttle”.

Первые упоминания об этой системе относятся к концу 1970-х гг., когда после смерти Мао Цзе Дуна программа пилотируемых космических полётов оказалась лишенной поддержки со стороны правительства. В этих сложных условиях был разработан проект, внешне сильно напоминающий американский Dyna-Soar 15-летней давности. Американские аналитики в какой-то момент выразили теорию, что китайцы, пользуясь рассекреченной информацией по данному проекту, попросту скопировали схему их корабля

Система была выполнена трехступенчатой, с двумя разгонными блоками и с возвращаемым на Землю “космическим челонком”. Эскизные проект ракетно-космической системы “Цзянь” (“Tsien”) был представлен в феврале 1978 г., а в январе следующего года появилась информация о начале подготовки космонавтов для полётов на корабле этого типа.

Впрочем, уже в декабре 1980 года Ванг Жуфншань (Wang Zhuanshan), Генеральный секретарь Нового Китайского Общества Космических Исследований и Главный инженер Космического центра китайской Академии Наук, объявил, что китайская программа пилотируемых полётов откладывался из-за их чрезмерно высокой стоимости. Так, о проекте “Цзянь” пришлось забыть больше чем на 10 лет.

Тем не менее, в конце 1990-х гг. данное направление получило новый импульс – как можно догадаться, поводом для этого стали успехи по проекту 921-1, которые позволили вывести на орбиту первый китайский космический аппарат с человеком на борту.

Помимо орбитальной станции проекта 921-2 с стадии детально проработки сейчас находится проект ракетно-космической системы многоразового использования 921-3. По компоновке китайская разработка напоминает систему Зенгера.

Роль первой ступени выполняет самолёт-разгонщик с фюзеляжем типа “несущий корпус” (длиной 85 метров и шириной 12 метров) и треугольным крылом двойной стреловидности. Силовая установка разгонного блока состоит из шести двигателей суммарной тягой 40 тонн. Стартовая масса самолёта оценивается в 330 тонн, посадочная (после выработки горючего) – около 79 тонн. Вторая ступень представляет собой орбитальный самолёт стартовой массой 132 тонны и посадочной массой 25,3 тонны. Аппарат будет оснащаться четырьмя кислородно-водородными двигателями тягой 2,1 каждый. Предполагается, что масса полезной нагрузки, выводимой на орбиту орбитальным самолётом, составит от 4 до 6 тонн.

План полёта космической системы  tsaynПлан полёта системы 921-3 выглядит следующим образом. После старта с космодрома на острове Хайнань в Южно-Китайском море (пока ещё не построенном) система будет первой время работать только на жидкостных двигателях, пока не достигнет околозвуковой скорости (0,8 Маха). После этого в камеры сгорания прямоточных двигателей начнёт поступать горючее и обе установки будут некоторое время работать параллельно, пропорционально уменьшая тягу жидкостных двигателей. Достигнув высоты 9 километров и скорости 1,8-2 Маха они будут отключены.

Далее происходит отделение второй ступени, которая выходит на эллиптическую высоту от 100 до 300 км, а самолёт- носитель возвращается к месту старта. В апогее, используя жидкостные двигатели, орбитальный самолёт набирает максимальную скорость и выходит на круговую орбиту высотой 500 км. Возвращение на Землю и посадка происходят “по-самолётному”.

Пока всё это проекты, но уже в 1999 году на международной выставке EXPO-2000 в Ганновере был представлен макет ракетно-космической системы 921-3. Сейчас все силы китайцев прилагаются к развитию пилотируемых полётов на кораблях проекта 921-1, но учитывая быстрое развитие технологий и реакцию на их появление наших восточных соседей можно сделать вывод, что программа 921-3 имеет все шансы на воплощение в жизнь.