Концепты космической программы FESTIP. Часть 2.


В этой части подробнее расскажем о тех 8 концептах, который ESA выбрала для дальнейшей проработки в рамках программы FESTIP. Весьма подкупала разноплановость разработок, проводимых в её рамках.

Надо отметить, что часть из них вполне могла бы быть реализуема. Впрочем, именно это и стало одной из причин, по которой FESTIP в конечном итоге “прикрыли”.

Приложение сил не к одной точке, а “разновекторность” не позволили сосредоточить достаточно усилий, чтобы вывести из “бумажной” стадии хотя бы один проект. Хотя идея была хороша…

Начнем по порядку.

FESTIP, как часть еврокосмоса…

FSSC-1 был показан в первой части этого рассказа. Поэтому ограничимся лишь общими данными – данный корабль многоразового использования имел конфигурацию с использованием двух плоскостей (крыльев) и был наиболее привлекательным с коммерческой стороны. Более того, на уже то время имелись все технические возможности для его реализации. Если вспомнить, то 1990-е годы являлись периодом пиковой активности сотрудничества Роскосмоса и ESA. Да и наработки по “Энергии-Буран” никто не отменял. Но, процесс затормозился и в итоге FSSC-1 остался только проектом.

FSSC-3 – проект с вертикальным стартом и посадкой.

FSSC-3 – проект с вертикальным стартом и посадкой. Первые же расчеты показали, что данный вариант не является оптимальным по причине высокой технической сложности. Конечно, посадка “по-ракетному”, как в старых фантастических фильмах, выглядела бы эффективно, но обеспечить безопасность посадочного режима было очень сложно.

Space Shuttle

FSSC-4 – показан на рисунке в самом начале статьи. Проект был весьма близок к конфигурации американского “Space Shuttle”, но предусматривал горизонтальный старт по рельсовым направляющим, что существенно экономило мощность двигателей и повышало полезную нагрузку. Кроме того, это позволяло избавиться от тяжелого шасси, также съедавшего много массы космического аппарата. Тем не менее, даже в наши годы подобное техническое решение является слишком инновационным и по сути нигде не реализовано в должной мере.

FSSC-5 – проект широкофюзеляжного космического корабля

FSSC-5 – проект широкофюзеляжного корабля, который бы отвечал большинству предъявляемых требований и имел бы оптимальные показатели по выводу полезной нагрузки. Тем не менее, команда разработчиков разочаровала заказчика. Корабль получался перегруженным из-за наличия огромных топливных баков, а предполагаемые к использованию клиновоздушные ракетные двигатели ещё находились в стадии. Была предпринята попытка переконфигурировать набор двигателей, заменив их на обычные ракетные, но и этот вариант заказчика тоже не устроил.

FSSC-9 – проект космического корабля с вертикальным стартом

FSSC-9 – проект с вертикальным стартом, предусматривавший наличие разгонного блока. Один из самых консервативных и в то же время дорогостоящих вариантов, поскольку данный концепт не был должным образом оптимизирован. Тем не менее, наработки по FSSC-9 пригодились при работе над проектом FSSC-16.

FSSC-12 – аналог ракетно-космической системы типа Sanger.

FSSC-12 – аналог ракетно-космической системы типа Sanger. Первая ступень представляла собой гиперзвуковой самолёт, который разгонялся бы в верхних слоях атмосферы до скорости 4М. После этого от него отделялась вторая ступень (корабль многоразового использования), которая выводила бы полезную нагрузку на орбиту. Было разработано два варианта: FSSC-12 и FSSC-12Т.

FSSC-15 – проект одноступенчатой системы, который не предусматривал достижения орбитальных скоростей.

FSSC-15 – проект одноступенчатой системы, который не предусматривал достижения орбитальных скоростей. То есть, по сути предлагался проект суборбитального самолёта в двух основных вариантах:
1. Суборбитальный самолёт, использовавший те же технические наработки, которые применялись к космопланам этой же программы.
2. Суброрбитальный самолёт, который использовался бы для трансатлантических перелётов в интересах ESA.

проект FSSC-16FR с использованием ракеты “Arian-5″ в качестве первой ступени

FSSC-16 – второй проект, для которого имелись возможности технической реализации в ближайшее время. FSSC-16 предусматривал полный или частичный способ многоразового использования. Самым надежным казался проект FSSC-16FR с использованием ракеты “Arian-5″ в качестве первой ступени. Разрабатывался также вариант FSSC-16ASR, при котором в космос поднималась спарка из двух космопланов, но этот проект оказался слишком сложным.

Таким образом, на финишную прямую вышло два проекта – FSSC-1 и FSSC-16ASR. При чем второй, по оценкам специалистов из ESA, можно было “довести до ума” уже к 2007 году. К сожалению, череда экономических кризисов привела к соращению космических программ и с 2008-2009 гг. более приоритетными стали программы развития МКС и исследования ближнего космоса.