“Космическая бабочка”.

"Космическая бабочка".В одном из предыдущих постов, имевшем название “Фантастика Фрэнка Тинсли”, был представлен рисунок “Космическая бабочка” (“The Cosmic Butterfly”). Как и многие другие “фантазии” он имел под собой реальный прототип и в данном случае образцом послужил одноименный проект, разработанный немецким инженером Эрнстом Стулингером (Ernst Stuhlinger).

В годы войны Стулингер работал в команде Вернера фон Брауна и занимался работами по V-2, на базе которой разрабатывались межконтинентальные ракеты. После операции “Скрепка” он, и ещё целая группа немецких специалистов, была переправлена в США. Как можно догадаться, в Америке Стулингер продолжил работы по данной тематике и более того, он стал научным консультантом у студии Walt Disney. В частности, консультации понадобились при создании трех фильмов: Man in Space (1955), Man and the Moon (1955) и Mars and Beyond (1957).

Впрочем, это совсем не помешало Стулингеру представить в 1954 году проект собственного межпланетного корабля, названного “Космическая бабочка”.

Конструкция предусматривала наличие трех больших блоков:

– носовой, с жилыми и научными отсеками
– средний, здесь должна была размещаться энергетическая установка
– кормовой, предназначался для установки фотонного двигателя.

Как можно догадаться идея была следующей. Энергия Солнца собирается при помощи огромных “крыльев” размахом 350 метров, каждая из которых состояла из 19 отдельных панелей, и аккумулироваться в энергетическом отсеке. Внутри предполагалось наличие огромного котла с жидкостью, которая под воздействием солнечной энергии превращалась бы в пар, а тот, в свою очередь, вращал бы турбину. Таким нехитрым способом планировалось получать 200 кВт электроэнергии. После этого пар отправлялся в охладительную установку, которая составляла единый блок с генератором и совершала бы один оборот каждые 10 секунд.

Силовая установка, основу которой составлял фотонный двигатель, также была многосекционной и включала несколько кластерных камер сгорания. Процесс получения “топлива” заключался в сложной системе ионизации цезия или паров рубидия, помещенных на платиновую сетку. В первом случае расчет делался на 1833 камеры, а вариант с рубидием включал 2200 камер. Правда, Стулингер отмечал, что рубидий является редким элементом и даже для одного космического корабля существующего на тот момент количества будет недостаточно.

Теоретически, такой космический корабль, обладавший массой 820 тонн из которых почти 2\3 приходилось бы на силовую установку, мог транспортировать порядка 50 тонн полезной нагрузки. Поскольку никаких других двигателей не предусматривалось набор скорости проводился бы очень медленно.

Каждая камера развивала тягу всего в 9 кг, что по прошествии времени позволило бы набрать скорость порядка 12 км\с (это без маневрирования и строгого полёта по прямой). Однако, по мнению Стулингера, это не было большим недостатком. Скорее наоборот, при таких условиях конструкция испытывала бы меньшие нагрузки и те же фотоэлементы можно было бы сделать из тонкой алюминиевой фольги.

Откровенная слабость конструкции и её огромные размеры тоже не пугала. Стулингер рассчитывал, что даже при попадании метеора в одну из панелей это привело бы к незначительному снижению мощности. С другой стороны, кораблю требовалась хорошая защита от космического излучения, что неизбежно приводило к увеличению полётной массы. Другими словами, проект “Космическая бабочка” был трудно реализуем даже в наше время, не говоря уже про 1954 год.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *