Космическое «надувательство». Эпизод 2. Наследники TransHab.


Наследники TransHabЗакрытие перспективного проекта TransHab совершенно не означало, что работы над ним прекратились в тот же день. В начале 21 века предприимчивый и успешный бизнесмен Роберт Бигелоу выкупает у NASA права на проект!

Причем вместе с документацией в Bigelow Aerospace перешёл ряд сотрудников, ранее работавших над проектом TransHab на правительство. Бигелоу без лишних разговоров поставил перед инженерами задачу – создать космический отель.

Первое мнение о новом проекте было скептическое – до этого недостаток финансирования и технические проблемы заставили отказаться от менее сложных космических аппаратов, а тут целая “орбитальная гостиница”.

Однако Бигелоу был не из тех людей, которые сломя голову берутся за призрачную идею и потом отказываются от неё. План корпорации Bigelow Aerospace был тщательно просчитан.

Более того, Бигелоу объявил конкурс с призовым фондом 50 миллионов долларов. Его условия были следующими:

– до 10 января 2010 года совершить два полёта с экипажем 5 человек;
– совершить как минимум два витка в течение полёта;
– иметь способность к стыковке к станции Bigelow и находиться в состыкованном состоянии не меньше 6 месяцев
– иметь возможность совершить 2 полёта в течение 60 календарных дней;
– состоять не более чем на 20% из одноразовых компонентов;
– участник конкурса должен быть гражданином США, либо фирма должна быть зарегистрирована в США;
– к участию не допускаются корабли разработанные с привлечением средств правительства США, однако допускается использование государственных площадок для запуска.

Разумеется, никто выполнить эту задачу не смог. Зато у Бигелоу дело шли без задержек.

bigelow nautilus moduleИтак, взяв за основу проект TransHab инженеры взялись за его доработку, причем работы велись сразу по нескольким направлениям, поскольку программа по выводу на орбиту коммерческой орбитальной станции складывалась из нескольких этапов. Вначале проводились запуски тестовых модулей, и только потом – доставка в космос основного модуля.

Аппараты, предназначенные для отработки заложенных в программу идей получили названия “Genesis I” и “Genesis II”.
Например, “Genesis I” имел массу 1400 кг, длину около 4 метров и диаметр 1,9 метра. Второй тестовый модуль практически не отличался от него, а вот модуль “Sundancer ” был намного сложнее.

Длина “Sundancer” составляет 8,7 м при диаметре 6,3 м. Внутренний объём – 180 м.куб. Предполагается, что модуль будет выведен на орбиту высотой 463 км и будет “висеть” по углом 40 градусов. Доставить “Sundancer” на орбиту должна ракета-носитель “Atlas V”. По крайней мере, по этому поводу велись переговоры с компанией Lockheed-Martin.

По проекту, оказавшись на орбите, более высокой, чем у МКС, модуль разворачивается, из него выдвигается от трех до восьми солнечных панелей. Затем раскрываются баллоны со сжатым воздухом, надувая модуль. За несколько минут колбасообразный предмет превращается в бочонок диаметром 6,4 м. Стенки модуля толщиной около 40 см, по данным инициатора проекта, прочнее восьмисантиметровых алюминиевых стенок обычной капсулы.

В 2005 году коммерческий отдел корпорации Bigelow Aerospace уже рассчитал стоимость пребывания на станции одного космического туриста – 7,9 млн. долларов за одну неделю. Это немного, учитывая, во сколько обходятся американцам полёты на российских “Союзах”. Впрочем, через несколько лет состоялся перерасчет. Теперь от туристов требуется выложить “всего” 12 млн.долларов за за обучение, транспортировку и проживание в отеле в течение четырех недель.

Далее планируется отправить на орбиту более функциональный модуль ВА-330, который можно было бы использовать и для туризма, и для экспериментов в космосе. В отличии от TransHab габаритные размеры ВА-330 были изменены – теперь длина составляла 14 метров при диаметре 6,7 метра. Полная масса составит около 23 тонн, что должно создать минимум проблем при его доставке на орбиту. Модуль ВА-330 будет иметь внутренний объём 330 куб.м.

Стоимость одного модуля оценивается в 100 млн. долларов. В обозримом будущем можно рассчитывать, что при наличии на “Sundancer” или ВА-330 универсальных стыковочных узлов, из этих модулей можно составлять целые “орбитальные гирлянды”.

А что же NASA? Как это ни странно, потеря проекта TransHab не переживалась слишком сильно. На то время хватало проблем с программой “шаттлов” и лунными экспедициями, поэтому надувной космический модуль считался менее приоритетными задачей.

Повод глубоко задуматься для NASA настал 12 июля 2006 года в 18:53 по московскому времени, когда состоялся запуск тестового надувного модуля “Genesis I”. Старт был произведен с позиционного района (по сути – космодрома) “Домбаровский” в Оренгбургской области при помощи ракеты-носителя “Днепр”. После выхода на расчетную орбиту высотой 500 км модуль успешно надулся и продолжил полёт по намеченной программе.

Для закрепления успеха 28 июня 2007 в 19:02 по московскому времени ракета-носитель “Днепр” вывела на орбиту второй модуль – “Genesis II”. Помимо дополнительных датчиков и оборудования на аппарате установлены 22 видеокамеры. Внутри модуля находятся различные предметы, посланные в космос по программе “Fly your stuff”, согласно которой любой человек мог поместить на борт модуля небольшой предмет за 295 долларов США. Также на борту модуля находится автомат для игры в Бинго.

С такими темпами в 2011 году и вправду может состояться запуск модуля “Sundancer ”, а в 2012 году можно ожидать вывод на орбиту ВА-330.

По материалам сайта bigelowaerospace.com и журнала “Популярная механика”