Космическое «надувательство». Эпизод 1. Проект «TransHab».


Проект “TransHab”Про надувные матрасы, кровати и прочие прелести современной жизни известно безусловно всем. Но о космических станциях из особого эластичного вещества, по свойствам близкого к высокопрочной резине, знают скорее всего немногие.

А ведь ещё в 1961 году NASA предложило фирме Goodyear разработать проект надувной (!) космической станции, рассчитанной на двух человек. Видимо, им уж очень сильно не терпелось догнать и перегнать Советский Союз при минимальных финансовых затратах.

По внешнему виду проект Goodyear был выполнен в форме тора (проще говоря – огромный шины или бублика), в которой размещались отсеки для обитания экипажа и приборное оборудование. Фирма даже построила масштабную модель, но на этом работы пришлось прекратить. На то время нерешенными были проблемы прочностных характеристик, да и само “развертывание” станции в безвоздушном пространстве было сопряжено с рядом технических трудностей.

О проекте надувных космических аппаратовО проекте надувных космических аппаратов вспомнили только в 1990-х гг., когда технологии шагнули далеко вперед. Планы были, прямо скажем, далеко идущие. Заказ на разработку модуля, названного TransHab, вновь поступил от NASA. Название модуля является ни чем иным, как сокращением от Transit Habitat, что дословно переводится как “транзитная обитаемая среда”.

Модуль планировалось использовать не только как часть почти реализованного тогда проекта МКС, но и как “перевалочную базу” для экспедиций к Луне и Марсу. Не отрицалась также возможность создания на базе TransHab модулей нового типа, которые можно было бы включить в состав межпланетных кораблей.

Размеры аппарата выгодно отличались от стандартных блоков, из которых состоит сейчас МКС. По одним данным длина модуля составляла 7 метров при диаметре 7,5 метра. По другим данным диаметр был ещё больше – 8,2 метра. Для сравнения, диаметр модуля Columbus составляет всего 4,4 метра.

TransHabTransHab состоял из четырех уровней, разделенных на несколько отсеков.

1-й уровень – предназначался для размещения кухни и столовой. Здесь устанавливался холодильник, печь СВЧ, очиститель воды, приборы для приготовления еды и общий стол на 12 человек. Для большего уюта имелись две “барные” стойки и большой обзорный иллюминатор диаметром 51 см с четырехслойным стеклом толщиной 10,2 см.

2-й уровень – был разделен на две большие части.
В первой находились 6 кают для экипажа площадью 2,3 кв.м. каждая. В каюте имелся спальный мешок, ящик для личных вещей и компьютер.
Вторая часть была отдана под так называемую “механическую” комнату с полной акустической и визуальной изоляцией. Как можно догадаться, здесь находились системы климат-контроля, жизнеобеспечения, энергообеспечения и авиаоники.

3-й уровень – здесь размещался спортивный зал, сауна (“космическая ванна”), складские помещения и медицинский отсек.

4-й уровень – представлял собой туннель для сообщения между TransHab и другими модулями или космическими аппаратами. Он оборудовался двумя стандартными люками и приборным оборудованием для стыковки.

Для защиты основное покрытие TransHab было изготовлено из трех слоев кевлара и покрыто сверху неопреном и углепластиковыми лентами. Общая толщина покрытия составила 40 см. Теоретически это должно было обеспечить надежную защиту от космического мусора и мелких астероидов. Температурный диапазон применения составлял от +122 до -128 градусов по Цельсию.

К 1999 году проект TransHab вошел в финальную стадию. Уже имелась подробная техническая документация, был построен полноразмерный макет, а вывод модуля планировался на август 2004 года однако…

Как всегда “неожиданно” выяснилось, что разработчики превысили бюджет. Причем превысили его настолько, что в 2000 году понадобилась специальная резолюция №1654, предписывавшая NASA прекратить все работы по TransHab. А ведь счастье было так близко, ведь в октябре того же года ожидалось, что Билл Клинтон подпишет счет на 28,2 миллиона долларов, предназначенных на развитие проекта МКС.

Тем не менее, опыт полученный при создании надувного космического модуля не пропал бесследно. Спустя пару лет за создание подобной конструкции взялся Роберт Бигелоу – глава корпорации Bigelow Aerospace. Но об этом мы расскажем в следующей статье.

Дополнительная информация:
Популярная механика “10 транспортных фантазий: Тоннель под Атлантикой и многое другое”.