Космический корабль: “Alien” \ “Nostromo”.

Космический корабль: "Alien" \ "Nostromo".О фильмах из серии “Alien” “Aliens 4” написана уже не одна сотня статей и рецензий. По мотивам этой квадрилогии созданы комиксы и даже написаны две книги, первая из которых увидела свет в том же 1979 году (автор – Алан Дин Фостер), а вторая издавалась только в России (автор – Глеб Киреев, издавалась в 1993 году достаточно большим тиражом).

Во всех этих изданиях красочно описываются практически все сцены из фильма, причем упор делается, естественно, на самих ксеноморфах, которые собственно и являются “чужими” – эта тема получила наибольшее развитие и даже была отнесена к научным исследованиям в разделе ксенобиология. Однако….

Тема космических кораблей, которые составляют не менее важный компонент, чем главные герои “Чужих”, освещается крайне редко. Пожалуй, единвтсенным исключением является книга “Aliens Colonial Marines. Technical Manual”, которая была опубликована в США в середине 1990-х гг. на пике популярности сериала.

В ней присутствует подробное описание технологий, которые используются космическими морскими пехотинцами. Частичный перевод книги можно встретить в интернете. В новом цикле статей мы постараемся восполнить этот пробел и начнем мы с первого фильма “Alien”, премьера которого состоялась 25 мая 1979 года.

Итак, первые кадры фильма показывают нам огромный звездолёт крайне необычной конструкции. В большинстве случаев зритель привык видеть космические крейсера продолговатой формы, с хорошо различимым командным мостиком, маршевыми двигателями (из которых, как правило, вырывается неимоверное пламя) и т.д. Классический пример – имперский крейсер класса “разрушитель” из “Зведных войн”. В “Чужом” ничего этого вы не увидите.

Космический корабль “The Nostromo”, с платформой, на которой установлены четыре башнями “неясного” предназначения, можно было смело признать одной из наиболее авангардных конструкций, использованных для фантастических фильмов того времени. По крайней мере, на автора этой статьи, впервые увидевшего “Alien” в минском кинотеатре “Октябрь” почти 20 лет назад, “Nostromo” произвёл сильное впечатление. Разберём этот корабль подробнее.

Непосредственно название было заимствовано у романа британского писателя Джозефа Конрада, творчество которого пришлось на конец 19 – начало 20 века. “The Nostromo” в начальном варианте являлся коммерческим кораблём, но в фильме мы видим его как многосекционный транспортный звездолёт, при этом его основную часть составляет перерабатывающий комплекс.

По сюжету фильма, “Nostromo” буксирует к Земле огромную платформу, загруженную под завязку 20 миллионами (!) тонн руды. Полёт предстоит долгий, поэтому просто хранить руду не имеет большого смысла. За несколько месяцев комплекс должен справиться с обработкой сырья и доставить в пункт назначения готовый продукт.

К сожалению, подробное описание конструкции перерабатывающего комплекса нигде не встречается, но можно предположить, что огромные пирамидальные башни – это и есть хранилища руды, а оборудование находится на нижних палубах. В начале фильма очень хорошо были показаны огромные куполообразные люки – видимо их предстояло использовать при разгрузке корабля. А вот общие сведения о “Nostromo” достать не проблема.

В официальной версии постройка корабля была закончена в 2101 году, после чего он стал собственностью фирмы Weyland Yutani. В 2116 году “Nostromo” переоборудован в буксир и в этом качестве закончил свою карьеру. Интересно, что в кинопрокатной версии для существовавшего тогда Советского Союза в заглавных титрах почему-то указывался 2035 год.

Ниже приводятся технические характеристики корабля.

Класс: Lockheed-Martin CM-88B «Jaggernaut» (космический грузовик).
Регистрационный номер: 180924609.
Экипаж: 3 офицера и 4 матроса.
Максимальная скорость: 0,42 световых лет/день (пустой); 0,12 световых лет/день (с грузом).
Вооружение: отсутствует.
Вспомогательные космические корабли: один шаттл класса «Starcab».
Силовая установка: один термоядерный реактор Laratel WF-15 мощностью 2,8 ТВт.
Масса: 45 тыс. т (пустой); 50 тыс. т (нормальная загрузка); 63 тыс. т (полная загрузка).
Габариты 243,8 м (длина) × 164,6 м (ширина) × 72,05 м (высота).
Автономность: стандартная – 14 мес.; максимальная – 24 мес.
Сверхсветовые двигатели: 4 × Yutani T7A NLS.
Досветовые двигатели: Rolls-Royce N66 “Cyclone” трубного типа с двунаправленным вектором тяги (тяга – 7 290 000 т, или 64,9 гиганьютонов) – 2 шт.;
маневровые Weyland L46 (тяга — 850 000 т, или 7,6 ГН) — 2 шт.;
внешний модуль малой тяги Yutani J38 с двумя группами движков Lockmart TL-30.
Основная система логики: MU-TH-R 182, имеющая 2,1 ТБ памяти, мэйнфрейм с искусственным интеллектом, а также резервными 2 ТБ памяти.
Операционная система: OAM (Overmonitoring Address Matrix) версия 2.2.2120.
Датчики:
двухметровые телескопы, работающих в оптическом и инфракрасном диапазонах, а также в спектрографическом режиме – 2 шт.;
газовый хроматограф;
радар навигации и посадки, работающий в сантиметровом диапазоне;
радар сканирования поверхности с синтезированной апертурой;
счётчик массы в гиперпространстве.

Как видим, описание более чем подробное. К тому же, надо должное специалистам по спецэффектам. Не “отягощенные” тогда компьютерной графикой и при относительно небольшом бюджете им удалось создать вполне правдоподобное поведение корабля в космосе и при взлёте-посадке на планету LV-426.

Несколько необычно выглядящий сегодня “рифлёный” корпус “Nostromo”, со множеством выступающих деталей, придаёт ему особый эффект. Всяческие антенны и блоки только усиливают впечатление от грандиозных размеров этой космической конструкции.

Внутренний интерьер также выполнен с особой тщательностью и не вызывает нареканий, особенно если учитывать год выхода фильма. Особо оригинально по тем временам наверное смотрелась голова “автопилота”, считывающего информацию с дисплея монитора. Не менее интересно выглядит комната “матери” – компьютера управления, с которым периодически общается капитан корабля.

Это теперь ЕGA-мониторы с мигающими на стенах лампочками и процедура входа с изъятием из особой ячейки “ключа доступа” смотрятся допотопно, а в 1979 году это было вполне нормально, если не сказать hi-tech. Правда, наличие свисающих цепей и капающей сверху воды в середине фильма, когда экипаж гоняется за “чужим” с сеткой и электрошокером, всё же выглядит несколько странновато. Впрочем, сделаем скидку на фантастичность сюжета.
И в заключение – шаттл “Starcab”, на котором спасается Рипли, имеет своё собственное имя “Narcissus”, хотя по фильму это название не фигурирует.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *