О фантастическом фильме “Планета бурь”.

Фантастика “Планета бурь”“Планета бурь” – одна из лучших советских кинокартин в жанре научной фантастики. Созданный режиссером Павлом Клушанцевым на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов в 1962 году этот фильм стал эпохальным событием не только в кинематографе СССР, но и во всем мире.

Сюжет фильма разворачивается в недалеком (по меркам 1960-х гг.) будущем. К Венере посланы три межпланетных корабля с экипажем – “Сириус”, “Вега” и “Капелла”. В самом начале фильма “Капелла” погибает при столкновении с метеором и программа исследования Венеры оказывается под угрозой срыва.

По плану, на планету должны были садится два корабля, а третий оставался бы на орбите. Теперь планы пришлось поменять. Центр управления полётами сообщил, что четвертый корабль “Арктур” будет готов к старту через неделю, а лететь к Венере он будет 4 месяца. Советские космонавты на корабле “Сириус” решают, что ждать столько времени нет смысла. Возникает план отправить на планету планер с научным оборудованием и одним из членов экипажа, который вызвался добровольно остаться на этой планете и в одиночку вести исследования.

В то же время, на корабле “Вега” принимается более рациональный вариант. Помимо двух советских космонавтов в состав его экипажа входит американец Аллан Керн, который сопровождает робота-исследователя. Этот механизм советские космонавты называют “автомат Керна”, хотя его создатель называет робота “Джон”. Согласно расчетам вычислительной системы робота на Венеру могут отправиться пять космонавтов вместе с ним. “Вега” остаётся в это время на орбите, а обратный старт производится на корабле “Сириус” уже без робота. Космонавты принимают этот вариант.

Первыми на планету садятся на космоплане два человека с “Веги” (Щерба и Керн) и робот. Посадка на болото проходит жёстко, космоплан разбит, но экипаж остаётся жив…чтобы вступить в бой со стаей атаковавших их динозавров. Спустя некоторое время на Венеру садится “Сириус”. Взяв вездеход на антигравитационной подушке (кстати, очень неплохо сымитированной в фильме) его экипаж отправляется навстречу потерпевшим крушение, встречая по пути различных представителей флоры и фауны Венеры. На всём маршруте они периодически слышат протяжный женский голос, происхождение которого непонятно.

Тем временем, Щерба и Керн заболевают лихорадкой (инфекция проникла через порванный скафандр) и укрываются в пещере. Роботу даётся указание дать заболевшим космонавтам хиницилин, что спасает их от верной гибели. Спустя несколько минут на вездеход, идущий над морем, нападает птеродактиль. Экипаж безуспешно отстреливается и вынужден погрузиться на морское дно. Здесь космонавты обнаруживают каменного дракона с рубиновым глазом, что наталкивает их на вывод о существовании цивилизации на Венере.

Пока разворачиваются события у моря в горах начинается извержение вулкана. В пещере становиться опасно и тогда Керн приказывает роботу перенести их через поток лавы. Примерно на середине пути нагрев ног робота достигает 500 градусов и Керн принимает решение выключить систему самосохранения, однако этот шаг едва не приводит к фатальным последствиям. Робот тотчас пытается избавиться от “груза”, но от перегрева в обезумевшей машине плавятся микросхемы. Людей подбирает подоспевший вездеход с “Сириуса” и все вместе они отправляются обратно к морю.

Возвратившись на корабль космонавты узнают, что оставшаяся на “Веге” Маша приняла решение помочь попавшему в беду экипажу и отправилась на Венеру. Обе команды начинают разбивать лагерь, но тут же узнают, что “Вега” ещё на орбите. Под проливным дождем лагерь срочно свёртывают, но оставляют на планете часть научного оборудования. Пытаясь открыть ящик с метеостанцией Алексей ударяет по нему камнем, взятым с морского дна – после очередного удара камень рассыпается и в его руках остается лик “венерианской Аэлиты”.

Корабль благополучно покидает планету, а на месте его старта, в отражении на воде, появляется фигура венерианки.

Несмотря на то, что “Планета бурь” снималась во времена пика “холодной войны”, когда вот-вот могла начаться ядерная война между двумя сверхдержавами, американец Алан Керн изображен не жадным и коварным капиталистом, а очень прагматичным ученым. Его фраза “Риск – это норма в космосе” наиболее точно отражает состояние межпланетных полётов не только в 1960-е гг., но и в наше время.

Советский фильм был не только очень популярен у себя на родине, но и за рубежом. Право на его прокат приобрели 28 стран, включая США. Правда, американские прокатчики немного схитрили – советская реальность их не совсем устраивала, поэтому в 1968 году был выпущен перемонтированный студией Роджера Кормана вариант фильма, который теперь стал называться как “Путешествие на планету доисторических женщин” (“Voyage to the Planet of Prehistoric Women”).

Из монтажа были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом Дерек Томас). Название фильма хотя и стало менее романтичным, но зато более понятным американскому зрителю.

С современной точки зрения сюжетная линия “Планеты бурь” слишком наивна, а спецэффекты излишне просты. Однако не будем забывать, что в 1961-1962 гг. Компьютерной графики не существовало в принципе и все “фантастические” сцены снимались при помощи киномонтажа и комбинированных съёмок.

Кстати, некоторые из них (изображение кораблей в космосе и фауны Венеры) не уступали технологиям, использовавшимся тогда на Западе. Можно, конечно, упрекнуть режиссера в том, что внутри космических кораблей невесомость присутствует только в сцене на 26-й минуте фильма, но не будем забывать, что практически все современные фантастические фильмы также грешат этим “недостатком”. Хотя сцена с разжиганием костра на берегу моря – это, пожалуй, явный перебор.

Отдельного упоминания стоит сама Венера, на которой обнаруживается жизнь. Авторы фильма в самом начале предупреждают:

[alert-announce]“Научные сведения о планете Венера очень скудны и противоречивы. Лишь фантазия способна заглянуть в неоткрытый мир. Он может оказаться и не таким, как в нашем фильме”.[/alert-announce]

Благодаря этому Клушанцев, с помощью своих коллег, посчитал нужным несколько приукрасить и романтизировать скучный венерианский мир, “населив” его инопланетными животными, сильно напоминающих динозавров Земли, и разумной формы жизни, в виде “венерианской Аэлиты”, которую мы видим в самом конце фильма.

Интересно, что советские корабли “Сириус”, “Вега” и “Капелла” оказались очень похожи на реальные межпланетные зонды “Венера-2”“Венера-3”, запуск которых был проведен в 1965 году. Описание эти аппаратов, к сожалению, отсутствует. Впрочем, из имеющихся кадров, можно сделать некоторые оценочные выводы.

Компоновка межпланетных кораблей была стандартной для фантастических фильмов того времени, представлявших звездолёты в “ракетном” виде и совершающими посадку на “хвост”. Приборное оборудование также соответствует 60-м годам 20-го века: по всей командирской рубке расположены многочисленные “циферблаты” без малейшего намека на экраны мониторов.

Все жилые отсеки, кухня, командирская рубка и системы жизнеобеспечения сосредоточены в носовой и средней частях корабля. Двигатель, как и полагается, установлен сзади, и служит в качестве маршевого и планетарного. Собственно, упрекнуть Клушанцева здесь абсолютно не в чем – подобное изображение космического корабля бытовало в фантастических фильмах вплоть до 1980-х гг.

Интересные сцены и фразы из фильма.

[alert-announce]“ – Риск – это норма в космосе.”
(Аллан Керн перед посадкой на Венеру).

“- Обыкновенный человек не может завоевывать эти дикие миры. Здесь выгоднее стальные люди.
– Танкетка была бы практичнее.
– Человек красивее.”
(из разговора между Алланом Керном и Щербой после “отстрела” динозавров на болоте).

(Алёша, увидев бронтозавра и размахивая пистолетом)
– Я возьму кровь.
(Бобров, назидательно)
– Из хвоста бери. Будь осторожен.
(звук пистолетного выстрела, Алёша возвращается с пробиркой в руках)
– Вот! И температуру смерил!”
(динозавр в шоке смотрит на убегающего космонавта)
– До него только сейчас дошло.
(все смеются)”.

(Щерба, надрывисто, из последних сил из-за болезни)
– “Сириус”…
(ответ робота Джона)
– До “Сириуса” можно доехать за 37,2 минуты по бетонному шоссе…
(Смена сцены. Экипаж “Веги” над морем. Бобров, слушает передачу робота)
– Стоимость постройки шоссе до “Сирриуса” по ценам фирмы “Стрит” 67 миллионов долларов…
– Видимо машина не контролируется людьми. Попытаюсь связаться.
(Бобров вызывает робота)
– Аллё, аллё. Железный Джон или как тебя там, слышишь меня? Не отвечает, чертова кукла!
– Спокойней, Роман. Робот реагирует только на вежливое обращение.
– Подумаешь, интеллигент! Аллё, аллё! Уважаемый Джон, прошу вас, будьте любезны, ответьте пожалуйста. Тьфу, чёрт.”

(сцена у костра на берегу моря)
“ – Илья, а дракончик-то с рубиновым глазом, грубоват. Дикарем сделан.
– По-видимому, да.
– Но ведь дикари-то не могли залететь на Венеру!
– Ну почему? Залетел же инженер Бобров.”[/alert-announce]

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *