Луна и деньги – день чудесный…


Луна и деньги Летом этого года мне в руки попал украинский журнал “Интересная механика”. На удивление, это оказался не “клон” знаменитого “Popular mechnics”, а самобытное печатное издание с весьма интересными статьями. В августовском номере за 2009 был опубликован материал, пройти мимо которого редакция Astrotek не смогла.

Про посольство Луны на Земле (Lunar Embassy) и про “лунного магната” Дэнниса Хоупа, надеемся, слышали многие. Для тех кто не в курсе, напомним – эта организация официально (!) продаёт участки не только на нашем спутнике, но ещё на Марсе, Венере и спутнике Юпитера Ио.

По самым скромным подсчетам владельцами “лунных фазенд” уже стали 4 миллиона человек из 168 стран, включая бывших президентов США и глав крупных корпораций. Цены на участки просто смешные. Например, стоимость 1 акра поверхности на Марсе составляет 2500 рублей.

Но это всё цветочки – настоящие ягодки начались в день 40-летия высадки американцев на Луну. 20 июля 2009 года американская компания Moon Publicity объявила о передачи заинтересованным сторонам лицензии на технологию изготовления гигантских логотипов на видимой стороне Луны. Указывается, что заявки будут приниматься до 20 октября 2009 года, а победителя объявят в ноябре. В отличии от “гуманных цен” посольства Луны здесь начальная ставка составляет 46.000$.

Технология фирмы Moon Publicity - Shadow Shaping Технология, которую представляет фирма Moon Publicity, называется Shadow Shaping Technology и являет собой метод создания огромных по площади и хорошо различимых с Земли изображений. Для этого предполагается использовать специально разработанные машины, напоминающие минные катковые тралы времен Второй Мировой войны. Эти автоматические аппараты (“рекламные роверы”) будут утюжить лунную поверхность, создавая контрастные полосы на мягком грунте.

Лицензиат, по мнению Moon Publicity, получит следующие выгоды:

1. Деньги! В истории рекламы на Земле не было такого примера, чтобы реклама достигала каждого жителя планеты. На Луне же ее будут регулярно видеть 12 млрд. человек (прогноз численности населения к 2050 году). Если предположить, что цена одного контакта будет сравнима с ценой во время финала суперкубка по американскому футболу (1,5 цента за минуту), и посчитать, что каждый житель земли в месяц будет 10 секунд смотреть на луну, то выйдет, что за лунную графику можно брать $360 млн. в год (расчет Moon Publicity). Пусть сделать и отправить на земной спутник армию луноходов обойдется в миллиард долларов, тогда инвестиции окупятся за 3 года. Расходов же на поддержание изображения в «товарном» виде никаких не требуется – на Луне нет атмосферы, поэтому борозды не обветшают, будут сохраняться тысячу лет.

создание рекламы на Луне2. Медиа-эффект! О компании станут активно писать все СМИ – достаточно выпустить пресс-релиз, что приобретено право на создание рекламы на Луне.

3. Собственность. Благодаря освоению поверхности Луны есть возможность получить эту поверхность в собственность. Текущее международное законодательство запрещает владеть Луной, однако, по мнению специалистов, в будущем с развитием технологий планета станет доступна для широкого коммерческого использования. Исторически для утверждения права собственности на ничейную землю необходимы намерение владеть этой землей и факт обладания ею. Так происходило с американскими фермерами, постепенно заселявшими территорию США. Потом они находили на обрабатываемой земле золото или нефть и неожиданно богатели. Подобное может ожидать тех, кто будет заниматься рекламой на Луне. Освоение планеты будет сильной заявкой на признание права собственности на тот или иной участок. Будет работать какая-нибудь компания в секторе – он за ней и закрепится. А потом там могут обнаружиться ценные ресурсы, и пойдет денежный поток не только от рекламы.

Интересно, что Moon Publicity и Lunar Embassy не особо дружат друг с другом, хотя ни одна из этих организаций не собирается отправлять экспедиции на Луну, не говоря уже про Марс и Венеру. Вероятнее всего, осваивание лунной поверхности будет вестись явочным порядком государственными структурами (кто первый встал, точнее – прилетел, того и тапки) и никакие абстрактные Лунные и Марсианские посольства здесь не помогут.

В этом плане “Интересная механика” совершенно справедливо упоминает о фантастическом романе Р.Хайнлайна ‘Человек, который продал Луну”. Суть этого произведения состоит в следующем.

Человек, который продал ЛунуОдержимый высадкой на Луну американский бизнесмен предлагает двум конкурирующим фирмам Moka-Cola и 6+ создание огромного логотипа на лунной поверхности при помощи особых ракет, разгоняющих лунную пыль. Разумеется, никаких ракет и технологий у него нет, но “акулы капитализма” оказываются настолько жадными, что щедро выделяют средства на “рекламную кампанию”. Страх оказаться вторыми подкрепляется ещё и тем, что предприимчивый бизнесмен пугает обе фирмы Советами, которые якобы хотят нарисовать на Луне серп и молот.

Впрочем, шутки шутками, а в 1990 году был реальный прецедент. Фирма Pizza Hut совершенно серьёзно собиралась разместить свою рекламу на диске Луны, но вместо ракет предполагалось использование высокомощных лазеров, с помощью которых на поверхности спутника подсвечивались бы отдельные участки. Однако даже самые приблизительные подсчеты показали, что для разработки такой технологии потребуется несколько миллиардов долларов.