Лунный скафандр фирмы Grumman.


Лунный скафандр фирмы GrummanДостойным ответом на лунный скафандр фирмы Republic стало изделие, изготовленное другой, не менее известной фирмой Grumman.

Как известно, Grumman долгое время являлась основным поставщиком палубных самолётов для морской авиации США, но с приходом космической эры приоритеты несколько изменились.

Точнее говоря, сфера деятельности была в значительной мере расширена и, вместе с работой по космическим кораблям, параллельно начали разрабатывать скафандры.

Причем прицел был взят сразу на коммерческое использование.

В конце 1950-х гг. многим людям по обе стороны океана верилось, что пройдёт лет 10-15 и на Луну можно будет слетать в отпуск. Действительно, если бы не огромные затраты на “оборонку”, то это так и случилось бы. Но в те годы мечты уж слишком сильно казались приближающейся реальностью.

Словно приближая фантастическое будущее фирмой Grumman был разработан и испытан опытный образец лунного скафандра. Официально скафандр назвали Lunar Exploration Suit, Model MK 1.

Необычная конструкция, напоминавшая по-русски говоря схему “ведро-сарафан-шаровары”, была создана неспроста. Астронавта предстояло надежно защитить от холода и космической радиации, но при этом сохранить приемлемый уровень комфорта при передвижении по Луне. В итоге получилось то, что мы видим на фотографиях.

От холода, палящего солнца и радиации защищала массивный “сарафан”, изготовленный из сплава металлов. Внутри размещалась энергосистема (питание для оборудования и фонарей) и система терморегуляции. Кроме того, предусматривалось наличие “зонта”, разворачиваемого над шлемом астронавта, который можно было бы использовать в качестве солнечной батареи. “Штаны” и рукава были эластичными и изготавливались из особого материала.

Шлем разработали с учетом того, что астронавту понадобится хороший обзор во все стороны. О том, как проходили испытания Grumman Lunar Suit, теперь можно увидеть на фотографиях, выполненных корреспондентами журнала “Life” (April 27, 1962).

Человек в скафандре на луне

Лунный скафандр

Первый космический скафандр

Лунный скафандр

Популяризации идея путешествий на Луну оказалась на пике в начале 1960-х гг. Конечно же, проектов была масса, но Republic и Grumman хотя бы представили прототипы своих изделий. “Груммановский” скафандр в западной прессе тех лет был более известен под названием MMM Moonsuit. Публикаций на эту тему появилось великое множество помимо журнала Life. Так например, в журнале Boys Life Magazine за октябрь 1964 года процесс полёта на Луну описывался следующим образом.

С Земли стартуют четыре космических корабля с 12 астронавтами на борту. Три из них являются “пассажирскими”, а четвертый будет использоваться как транспортный – на его борту находится запасы провианта, оборудование и два луномобиля (“moonmobile”), необходимые для 500-мильного путешествия по лунным морям включая Морей Дождей и кратер Аристарх. Такой маршрут был выбран для того, чтобы лунные путешественники побывали и на возвышенностях, и в “низинах”. В состав экипаж должны будут войти два медика, доктор биологических наук, геолог, физик, астроном и шесть “специалистов поддержки”.

Когда все четыре корабля прилунятся на поверхности будет ночь и потому температура не поднимется выше -119 градусов по Цельсию. Экстремальный холод, частичная невесомость и абсолютная тишина создадут неповторимую атмосферу прибывания на Луне. После того, как наступит солнечное время суток, астронавты покинут свои корабли и пересядут в предварительно собранные луномобили. Также им предстоит развернуть лунную базу, где на постоянной основе должны находиться два человека.

Первый луноход и скафандр

Передвигаться по лунной поверхности астронавты будут плавно и замедленно, подобно черепахам, освещая себе путь портативными фонарями. Учитывая, что скафандры оснащены лишь аварийным запасом воздуха, которого хватит на несколько минут, каждый астронавт будет связан с луномобилем или лунным оборудованием 20-футовым полым тросом, по которому подается энергия и кислород.

Первые четверо отправятся в кратер Аристарх, где проведут тестирование оборудования, снятие проб грунта и фотографирование. Передвигаться на луномобилях они будут без компасов, поскольку на Луне нет магнитного поля. Чтобы всегда быть в курсе, как обстоят дела с состоянием астронавтов, каждый их шаг, ритм сердцебиения и вздох будет транслироваться на Землю по телеметрической связи.

Проект лунного скафандра

Главная часть путешествия, в которое отправятся два луномобиля, начнется с Моря Дождей. Скорость передвижения составит 5 миль в час. Астронавты должны достигнуть Желтой Горы – хорошо заметного с земли ориентира. Считается, что специфический желтый цвет является следствием выброса сера и вулканического пепла при извержениях. Если подтвердятся данные о наличии большого количества полезных ископаемых (особенно тех, из которых можно добыть кислород), то в скором времени можно рассчитывать на прибытие новых экспедиций и даже на постройку лунных подземных городов(!)

В те же годы скафандр Grumman был воплощен в образе игрушки и вошел в один из комплектов для линии фантастического героя Major Matt Mason.

Игрушка - фантастического героя Major Matt Mason

Однако, все эти усилия оказались по сути напрасными. “Лунная программа” пошла по другому пути. По заказу NASA была разработан скафандр совершенно другой конфигурации, менее футуристических форм. А изделие Grumman после 1969 года кануло в Лету.

 изображение скафандра присутствовало на почтовой марке, выпущенной в Экваториальной Гвинее в 1980-е гг. Серия называлась “Conquista de Venus”.

В последний раз изображение скафандра присутствовало на почтовой марке, выпущенной в Экваториальной Гвинее в 1980-е гг. Серия называлась “Conquista de Venus”. Видимо, африканцы решили сильно не заморачиваться с назначением скафандра и ради эффекта Lunar Exploration Suit был представлен как скафандр для полёта на Венеру…

Почтовая марка - человек в скафандре

И ещё одно небольшое дополнение, тоже касающееся почтовых марок. Вернемся ещё раз с Republic Lunar Suit – оказывается, что его изображение есть на марке, выпущенной Мутаваккилитским Королевством Йемен, просуществовавшим с 1918 по 1962 год.