МиГ-2000 – наш ответ «Зенгерам»!


МиГ-2000 Итак, в декабре 1991 года великий и могучий Советский Союз прекратил своё существование. На его месте образовалось 16 (а позже – ещё больше) независимых республик, каждая из которых попыталась “оторвать” кусок побольше от бывшего союзного “пирога”. Развивать в таких условиях космическую программу, теперь уже Российской Федерации, стало чрезвычайно трудно.

Дело начало сводиться к полной коммерциализации космических запусков и всё было бы неплохо, если бы ситуация в стране была стабильной. Тем не менее, в 1992-1933 гг, на волне розданных правительством Ельцина обещаний вновь поднять на прежнюю высоту авиацию и космонавтику, появилось немало интересных проектов.

В 1993 году совместными усилиями ЦНИИ машиностроения и ЦАГИ, по заказу Российского Космического Агентства (РКА), в рамках научно-исследовательской и экспериментальной программы “Орел”, началась проработка многоразовых средств выведения (МСВ). Основное снимание уделялось проектам одно- и двухступенчатых носителей с различными вариантами двигателей.

Предварительные расчеты показывали, что преимущество будет у одноступенчатого носителя, “сухая” масса которого будет примерно на 30% ниже, чем у “Space Shuttle” или системы “Энергия-Буран”. Это позволило бы сократить затраты на разработку и сделать менее дорогим стоимость каждого запуска. При этом масса полезной нагрузки составила бы 10-20 тонн.

На конкурсной основе было представлено несколько проектов, среди которых наиболее проработанными оказались одноступенчатые воздушно-космические самолеты (ОВКС) Ту-2000, МиГ-2000 и космоплан “Нева”. Проект КБ МиГ отчасти напоминал Ту-2000 – это был летательный аппарат со взлетным весом около 300 тонн, который должен был выводить полезную нагрузку 6-9 т. на орбиту 200 км с наклонением 51°.

Воздушно-космический самолёт МиГ-2000 обладал весьма чистыми аэродинамическими формами и был лишен каких-либо выступающих частей. Для ОВКС была выбрана схема низкоплана, причем крыло малого удлинения было сильно сдвинуто в хвостовой части. Компоновка была целиком классическая, с размещением кабины экипажа в носовой части фюзеляжа и транспортным отсеком в центральной части.

Силовая установка МиГ-2000 состояла из ПВРД и ЖРД. В качестве ракетного топлива должен был использоваться переохлажденный (шугообразный) водород и жидкий кислород.

Геометрические размеры МиГ-2000 были следующими:

длина – 54,1 м
размах крыла – 19,7 м

mig 2000Полёт МиГ-2000 должен был проходить следующим образом. Со взлетной полосы самолёт поднимался при помощи стартовых ускорителей и набирал начальную скорость М=0,8. Затем включался прямоточный воздушно-реактивный двигатель с дозвуковым горением, который обеспечивал дальнейший разгон до М=5 при достижении практического потолка 20 км.

Далее следовал набор высоты 200 км, где ОВКС мог вывести на низкую орбиту спутник. После выполнения полётного задания МиГ-2000 возвращался на свой аэродром и также проводил посадку “по-самолётному”. При этом учитывалась возможность проведения так называемого “бокового маневра” дальностью до 3000 км. Как показывала практика использования тех же “шатлов”, подобный запас был совершенно не лишним.

После стремительно начала дальнейшие работы по проекту МиГ-2000 были сначала приостановлены, а к 1994 году вообще прекращены. Поводом послужило наличие Ту-2000, который смотрелся явным фаворитом в виду того, что к 1992 году для него успели изготовить пакет технической документации, а также часть узлов крыла и фюзеляжа.

Правда, сделано это всё было ещё при Советском Союзе. Новая Россия потянуть столь амбициозный проект не смогла финансово, поэтому спустя год и этот “двухтысячник” отправили в архив. Таким образом, наш ответ “Зенгерам” в минувшем века не состоялся.