Незаслуженно забытый фильм «Первые на Луне».


фильм "Первые на Луне".В последнее время с хорошей фантастикой стало туго (в среднем один отличный фильм в два года), так что приходится обращать свой взор вглубь истории, где тоже немало интересного. Особо радует, когда неожиданно для себя обнаруживаешь если не шедевры, то уж по крайней мере очень стоящие экземпляры мировой киноиндустрии, причем самых разноплановых жанров.

Недавно на сайте рассматривался фильм “Apollo 18″, снятый американцами, но продюсером которого выступил Т.Бекмамбетов. Что и говорить – кино удалось на славу. Авторам удалось создать гнетущую, но в то же время динамичную, атмосферу неминуемо приближающейся катастрофы экспедиции, в чем им немало помогло использование старых кинокамер 1960-х гг. Но почему-то почти никто не знает, что ещё в конце 1990-х гг. российские кинематографисты выступили с аналогичной идеей.

Итак, вернемся во времена “лихих 90-х”, когда доллар стоил 5 российских рублей, а ВАЗ-2110 считался венцов творения российского автопрома. Фильмов тогда снималось немного, но почти каждая премьера не оставалась незамеченной. Именно тогда, в 1998 году, сценаристы Александр Гоноровский и Рамиль Ямалеев принесли на “Мосфильм’ сценарий будущей киноленты под названием “Первые на Луне”, в котором повествовалось о советской экспедиции на Луну, состоявшейся… в 1938 году! Причем рассказ велся в модной нынче полудокументальной манере. Идея фильма продюсерам понравилась, но в августе случился дефолт и бюджет “зарезали”.

Прошло около трех лет и вот за дело взялся режиссер Алексей Федорченко из Екатеринбурга, буквально “выловивший” сценарий в интернете. Сколько денег планировали выделить на съёмки этой картины в 1998 году сейчас мы вряд ли узнаем, но в 2003-2005 гг. на неё потратили почти ровно 1 миллион долларов. За эти деньги, кроме аренды павильонов и оплаты труда всех занятых в фильме людей, удалось провести съёмки в челябинском Институте Авиации с самыми настоящими тренажерами. Кроме того, не поскупились на полноразмерные макеты – к примеру, ракета была построена, что называется, “в полный рост” и её полная длина составила 80(!) метров.

Труд российских кинематографистов тогда оценили очень высоко. Достаточно сказать, что фильм “Первые на Луне” собрал три премии ‘Белый слон”, премию за лучший документальный фильм в конкурсной программе “Горизонты” (Venice Horizons Documentary Award), призы “За лучший дебют” и гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале “Кинотавр”, а также приз “Золотая коляска” на фестивале в Загребе. И это всё случилось в течении 2005 года.

Причем свой главный приз ильм взял в жанре документального кино. В этом действительно была часть правды, ведь Федорченко пытался снять киноленту в жанре “фиктивной документалистики” и это ему удалось. Однако, после такого несомненного успеха о “Первых в космосе” напрочь забыли. Немалую роль в этом сыграли, в общем-то, рецензии негативного плана, появившиеся после выхода фильма в прокат, но были ещё и более тривиальные моменты.

Итак…

Рассказ начинается с “документальных” кадров снятых в Чили экспедицией Лии Наций, отправленной в эту далекую страну для расследования обстоятельств падения некоего “огненного шара”. Вполне естественно, что большинство ученых сошлось во мнении о “космическом” происхождении этого объекта (болид, комета). Но как выясняется несколькими минутами позднее данное явление было ни чем иным, как аварийной посадкой первого советского космического корабля. Далее поочередно следуют интервью с участниками тех событий, в том числе с единственным выжившим из отряда первых советских космолётчиков.

По сюжету фильма ещё в 1928 году инженер Федор Федорович Супрун представил проект космической ракеты, которой предстояло сразу отправиться на Луну с человеком на борту. Спустя 5 лет проект приняли к реализации, а в 1936 году провели отбор в отряд космолётчиков. Всего было выбрано четыре человека: Надя Светлая (спортсменка), Михаил Рощин (лилипут, цирковой актер), Ханиф Фаттахов (спортсмен) и Иван Харламов (военный лётчик).

После нескольких месяцев упорных тренировок для полёта на Луну был выбран Иван Харламов. Попутно нам рассказывают о биографии главного конструктора Супруна, происках НКВД и присутствии немцев на тренировках космолётчиков. Наверное, говорить о сверхсекретности этого проекта будет излишним. Но в конечном итоге старт ракеты успешно состоялся 16 марта 1938 года…но через 2 минуты связь с ней пропала. Супрун и Фаттахов уехали искать ракету в небесном пространстве с помощью мощного телескопа в Крыму, но всё было безрезультатно.

И вот, 24 марта того же года, в Чили падает “комета”. Современная экспедиция, отправившаяся туда наше время, находит потомков тех людей, которые были свидетелями падения. Один из них даже показывает кусок “небесного тела” – это часть приборной панели советской ракеты. Однако, судьба первого советского космолётчика остается неясной.
Дальнейшее расследование показывает, что Иван Харламов выжил при падении, но получил множество травм и частично потерял рассудок.

До родины он добирался почти год через весь Тихий океан и достиг в мае 1939 года высоток Халхин-Гола, где его арестовало НКВД. Поскольку те понятия не имели, откуда в тылу у японцев взялся невнятно говорящий русский, Харламова допрашивали и посадили в психушку. Через несколько лет ему помогла бежать медсестра и после этого следы космолётчика теряются. Хотя один из бывших агентов КГБ впоследствии признается, что в ЮАР он зачем-то вёл наблюдение за сторожем местного кладбища.

Незавидной оказалась участь остальных главных действующих лиц. Главный конструктор Супрун через 6 дней после старта бесследно исчез, а Надю и Михаила отравили, чтобы те никому не рассказали об этом грандиозном, но неудачном проекте. В живых остался только Ханиф, который заболел дизентерией и стал неинтересен НКВД.

В конце фильма пытаются провести запуск модели советской лунной ракеты, чертежи которой исследовали в одном из научных институтов. Старт заканчивается аварией – даже не поднявшись в воздух ракета взрывается. Стало быть, и в 1938 году она взлететь как бы не могла.

Вот так всё печально закончилось. Впрочем, в самом конце фильма зрителю демонстрируют уникальные кадры, запечатлевшие Ивана Харламова внутри ракеты и советский лунный модуль после посадки на Луне…

Как видим, “Первые на Луне” оказался вполне достойным произведением, который стоит посмотреть хотя бы раз. Так почему же российская кинолента не обрела такой же популярности, как американская “Apollo 18″? Ведь оба фильма сняты в одном жанре, а в “аполлоне” местами видеоряд расплывчат и неясен.

На мой взгляд, проблема российского фильма заключалась в том, что уж слишком много внимания сценаристы и режиссер уделили делам земным и почти совсем не показали космос. Нет, конечно же предысторию показать было нужно, но перенасыщать фильм комментариями “свидетелей” и рассказами о кознях кровавых “энкаведешников”, я думаю, совершенно не стоило.

Впрочем, не стоит забывать, что “Apollo 18″ снимался на гораздо более мощной производственной базе и бюджет его составил 5 миллионов долларов (что тоже не так много по сегодняшним временам). К тому же, американцы делали игровое кино, способное окупить затраты, а россияне ещё до премьеры признались, что не ждут кассового успеха и интересует их сама возможность сделать в России кино мирового уровня. Полагаю, именно это им удалось. Так что, как говорится, рекомендую к просмотру.