Проект “Astrorocket”.

Проект "Astrorocket".Очередной попыткой американцев создать надежную ракетно-космическую систему стал проект AR-14B “Astrorocket”, разработанный в середине 1960-х гг. фирмой Martin. В общих чертах AR-14B напоминал ракетоплан “Dyna Soar”, но был рассчитан не только на военное, но и на коммерческое использование.

Проект представлял собой двухступенчатую космическую систему с параллельным соединением обеих пилотируемых ступеней.

Первая ступень с плоской верхней поверхностью (длина 49 метров, размах крыла 23 метра, тяга 1370 тонн) должна была поднять вторую ступень на высоту 65 километров и вернуться на базу. Вход в атмосферу самолёт-носитель совершал как ракетоплан Х-15 (с помощью разгонных двигателей) и возвращался на Землю используя четыре турбореактивных двигателя для подхода к аэродрому и посадки. Орбитальный полёт для этой ступени не предусматривался.

Вторая ступень, собственно, являлась орбитальным самолётом. Космоплан имел плоскую нижнюю поверхность (длина 40 метров, размах крыла 22 метра) и кабину в носовой части экипажа, где имелось оборудование для обеспечения жизнедеятельности трёх космонавтов в течении недели или более. После выполнения орбитального полёта космоплан входил в плотные слои атмосферы, после чего включались два турбореактивных двигателя и производилась посадка на аэродроме.

Сборка всей системы производилась в горизонтальном положении, после чего, в собранном виде, AR-14B доставлялся к стартовому комплексу и заправлялся топливом. Использовать специально оборудованные для космических запусков площадки было не обязательно, поскольку AR-14B мог совершать взлёт со стартовых площадок баллистических ракет. По оценкам разработчиков система могла доставлять полезную нагрузку массой до 22700 кг на высоту 500 км.

Ставка на коммерческое использование также была не случайной. Даже приблизительная стоимость AR-14B была в несколько раз выше, чем у обычных ракетоносителей, поэтому фирме требовалось обеспечить максимальное количество запусков каждой из построенных ракетно-космических систем.

Например, если бы число запусков AR-14B по трассе “Земля – околоземная орбита – Земля” составило бы 4000, то расчетная эксплуатационная стоимость доставки груза на орбиту не должна была превысить 100 долларов за килограмм. Соответственно, с увеличением количества полётов снижение уровня “грузо-доллара” была бы ещё ощутимее. Однако, и НАСА, и военные проект фирмы Martin проигнорировали. Возможно, казначейство посчитало излишним тратить средства на разработку, которая во многом была аналогична уже реализуемым проектам, что привело к быстрому закрытию программы AR-14B.

Очередной попыткой американцев создать надежную ракетно-космическую систему стал проект AR-14B “Astrorocket”, разработанный в середине 1960-х гг. фирмой Martin. В общих чертах AR-14B напоминал ракетоплан “Dyna Soar”, но был рассчитан не только на военное, но и на коммерческое использование.

Проект представлял собой двухступенчатую космическую систему с параллельным соединением обеих пилотируемых ступеней.

Первая ступень с плоской верхней поверхностью (длина 49 метров, размах крыла 23 метра, тяга 1370 тонн) должна была поднять вторую ступень на высоту 65 километров и вернуться на базу. Вход в атмосферу самолёт-носитель совершал как ракетоплан Х-15 (с помощью разгонных двигателей) и возвращался на Землю используя четыре турбореактивных двигателя для подхода к аэродрому и посадки. Орбитальный полёт для этой ступени не предусматривался.

Вторая ступень, собственно, являлась орбитальным самолётом. Космоплан имел плоскую нижнюю поверхность (длина 40 метров, размах крыла 22 метра) и кабину в носовой части экипажа, где имелось оборудование для обеспечения жизнедеятельности трёх космонавтов в течении недели или более. После выполнения орбитального полёта космоплан входил в плотные слои атмосферы, после чего включались два турбореактивных двигателя и производилась посадка на аэродроме.

Сборка всей системы производилась в горизонтальном положении, после чего, в собранном виде, AR-14B доставлялся к стартовому комплексу и заправлялся топливом. Использовать специально оборудованные для космических запусков площадки было не обязательно, поскольку AR-14B мог совершать взлёт со стартовых площадок баллистических ракет. По оценкам разработчиков система могла доставлять полезную нагрузку массой до 22700 кг на высоту 500 км.

Ставка на коммерческое использование также была не случайной. Даже приблизительная стоимость AR-14B была в несколько раз выше, чем у обычных ракетоносителей, поэтому фирме требовалось обеспечить максимальное количество запусков каждой из построенных ракетно-космических систем.

Например, если бы число запусков AR-14B по трассе “Земля – околоземная орбита – Земля” составило бы 4000, то расчетная эксплуатационная стоимость доставки груза на орбиту не должна была превысить 100 долларов за килограмм. Соответственно, с увеличением количества полётов снижение уровня “грузо-доллара” была бы ещё ощутимее. Однако, и НАСА, и военные проект фирмы Martin проигнорировали. Возможно, казначейство посчитало излишним тратить средства на разработку, которая во многом была аналогична уже реализуемым проектам, что привело к быстрому закрытию программы AR-14B.

Очередной попыткой американцев создать надежную ракетно-космическую систему стал проект AR-14B “Astrorocket”, разработанный в середине 1960-х гг. фирмой Martin. В общих чертах AR-14B напоминал ракетоплан “Dyna Soar”, но был рассчитан не только на военное, но и на коммерческое использование.

Проект представлял собой двухступенчатую космическую систему с параллельным соединением обеих пилотируемых ступеней.

Первая ступень с плоской верхней поверхностью (длина 49 метров, размах крыла 23 метра, тяга 1370 тонн) должна была поднять вторую ступень на высоту 65 километров и вернуться на базу. Вход в атмосферу самолёт-носитель совершал как ракетоплан Х-15 (с помощью разгонных двигателей) и возвращался на Землю используя четыре турбореактивных двигателя для подхода к аэродрому и посадки. Орбитальный полёт для этой ступени не предусматривался.

Вторая ступень, собственно, являлась орбитальным самолётом. Космоплан имел плоскую нижнюю поверхность (длина 40 метров, размах крыла 22 метра) и кабину в носовой части экипажа, где имелось оборудование для обеспечения жизнедеятельности трёх космонавтов в течении недели или более. После выполнения орбитального полёта космоплан входил в плотные слои атмосферы, после чего включались два турбореактивных двигателя и производилась посадка на аэродроме.

Сборка всей системы производилась в горизонтальном положении, после чего, в собранном виде, AR-14B доставлялся к стартовому комплексу и заправлялся топливом. Использовать специально оборудованные для космических запусков площадки было не обязательно, поскольку AR-14B мог совершать взлёт со стартовых площадок баллистических ракет. По оценкам разработчиков система могла доставлять полезную нагрузку массой до 22700 кг на высоту 500 км.

Ставка на коммерческое использование также была не случайной. Даже приблизительная стоимость AR-14B была в несколько раз выше, чем у обычных ракетоносителей, поэтому фирме требовалось обеспечить максимальное количество запусков каждой из построенных ракетно-космических систем.

Например, если бы число запусков AR-14B по трассе “Земля – околоземная орбита – Земля” составило бы 4000, то расчетная эксплуатационная стоимость доставки груза на орбиту не должна была превысить 100 долларов за килограмм. Соответственно, с увеличением количества полётов снижение уровня “грузо-доллара” была бы ещё ощутимее. Однако, и НАСА, и военные проект фирмы Martin проигнорировали. Возможно, казначейство посчитало излишним тратить средства на разработку, которая во многом была аналогична уже реализуемым проектам, что привело к быстрому закрытию программы AR-14B.

По материалам книги А.Первушина “Битва за звезды. Космическое противостояние”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *