Redspace. Часть 2. — Продолжаем тему освоения Луны.


Продолжаем тему освоения ЛуныНовая неделя – часть рубрики Redspace. Продолжаем тему освоения Луны вместе с художником Виктором Филиппским. В этот раз нам снова предстоит отправиться назад в будущее и представить, если бы советские проекты ЛЭК и ЛОК были бы доведены до логического завершения.

Вначале, как обычно, будет небольшой рассказ об этих проектах. А на первом рисунке, открывающем статью, изображена стыковка транспортного корабля с лунной орбитальной станцией в районе кратера Гавелий. Обратите внимание, что к ОС пристыкован корабль с лунным посадочным модулем.

Первый проект орбитального корабля разрабатывался по инициативе Королевым и находился в ряду наиболее приоритетных в 1964-1967 гг. Работы велись в “пожарном темпе” – требовалось снова обогнать американцев и высадится на Луну первыми как максимум в 1968 году. Именно спешка, а также разногласия между Королевым и Глушко, во многом привели к провалу “лунной гонки” с советской стороны.

Непосредственно орбитальный корабль являлся развитием тематики кораблей серии “Союз” (рисунок), что накладывало определенные ограничения. Собственно, одним из основных назначений “Союзов” (проекта 7К) был как-раз облёт Луны. По крайней мере так изначально рассчитывал коллектив ОКБ-1 под руководством Тихонравова. Впрочем, всё сложилось несколько иначе.

Первый вариант с запуском сразу шести кораблей (четыре танкера 11К, разгонный блок 9К и пилотируемый корабль ?к) был отвергнут по причине высокой сложности, неэкономичности и невозможности достижения главной цели – высадки человека на Луну.

Проект был в значительной мере доработан и после этого стал известен под названием ЛОК (Лунный Орбитальный Корабль). Несмотря на возросшие габариты переход в специально разрабатываемый лунный модуль Л3 был невозможен без выхода в открытый космос. Кроме того, пришлось достаточно сильно “ужать” оба корабля по массе. Ещё одним неприятным обстоятельством были задержки по программа ракеты-носителя Н-1.

Весь комплекс, включающий ракету-носитель Н-1 и головной блок Л3, получил название Н1-Л3 (индекс 11А52). Параллельно КБ под руководством Челомея представило “контрпроект” на основе более мощного носителя УР-500К, позволявшего отказаться от космических переходов космонавтов.

Тратить усилия сразу на два лунных корабля было непозволительной роскошью и тогда Тогда у Королева родилась идея унификации лунных орбитальных кораблей для ракет Н-1 и УР-500К. За основу он предложил взять корабль 7К, но на «Протоне» использовать его облегченный вариант – без бытового отсека. Кроме того, он предложил заимствовать с комплекса Н1-Л3 также разгонный блок “Д”.

В целом, проект 7К-Л1 имел неплохие шансы на успех, но из 12 запусков кораблей ни один не был полностью успешным. Более того, даже до орбиты до Луны эти корабли не долетели.

Все дальнейшие работы, связанные с комплексом Н1-Л3, также не имели успеха и в конце 1972 года программу закрыли.

Несмотря на большой полученный задел по двигателям “лунная гонка” была проиграна и отправка пилотируемого корабля к Луне перестала быть актуальной. Вместе с тем, проект аналогичного лунного орбитального корабля (тот, что мы видим на рисунке) продолжал разрабатываться в недрах ЦКБЭМ. Этот ЛОК уже не имел отношения к “Союзам” и являлся оригинальной разработкой, хотя общие принципы оставались одниаковыми.

Район кратера Архимед, ЛОК проводит уточнение места посадки

Район кратера Архимед, ЛОК проводит уточнение места посадки.
Разумеется, непосредственно ЛОК на Луну посадку не совершал. В его задачу входила координация действий на лунной орбите и приём кораблей как с Луны, так и с Земли.

Посадка лабораторно-заводского модуля (проект “Вулкан ЛЭК”)

Посадка лабораторно-заводского модуля (проект “Вулкан ЛЭК”).
Как известно, завершение “лунной гонки” оказалось не в пользу СССР. Пилотируемый корабль, в силу целого ряда причин, так и не запустили, отдав первенство американцам. Отыграться удалось на автоматических станциях, но к 1972 году, интерес к теме пилотируемого полета в значительной степени стал угасать. Даже в США решили, как говориться, выйти из этой очень дорогостоящей игры, принесшей много славы, но немного практической пользы. И всё же, после реорганизации ЦКБЭМ в НПО “Энергия” и назначения на должность её руководителя Валентина Глушко, работы были продолжены.

Конструкторским коллективом, возглавляемым генеральным конструктором, был предложен не просто новый проект лунного модуля, а целой долговременной экспедиции. С 1974 года в разработке находилось несколько вариантов лунных посадочных модулей под названием ЛЭК. Предполагалось создание научного-лабораторного и жилого вариантов, которые должны были “работать в команде”.

Дальше приведу выдержку из книги “Космическое противостояние. Битва за звезды-2″:

“…«ЛЭК» должен был выводиться в космос колоссальным носителем «Вулкан». Новая ракета поражала своими характеристиками: стартовая масса — 3810 тонн, полная высота — 88 метров, основной диаметр — 7,8 метра. Она могла поднимать на низкую околоземную орбиту груз в 200 тонн, к Луне — 65 тонн, к Венере — 54 тонны, а к Марсу — 52 тонны.

Доставку «ЛЭК» на окололунную орбиту предполагали осуществить с помощью криогенного блока «Везувий» с кислородно-водородными ЖРД небольшой тяги, но высокого удельного импульса.

Сам «ЛЭК» создавался для выполнения экспедиции по чисто «прямой схеме» и состоял из трех блоков: посадочной и взлетной ступеней и обитаемого блока. Посадочная ступень, оснащенная мощным основным и четырьмя рулевыми ЖРД, по конфигурации напоминала восьмигранную посадочную ступень лунного модуля корабля «Аполлон». Обитаемый блок и взлетная ступень были похожи на аналогичные блоки «Н1-ЛЗМ»…

Габариты «ЛЭК» были выбраны такими: полная длина — 9,7 метра, максимальный диаметр — 5,5 метра, полная масса — 31 тонна. Экипаж — 3 человека, максимальное время эксплуатации — 365 дней.”

Другими словами, лунный посадочный модуль ЛЭК по своим размерами был в полтора раза больше Л3 (образца 1963-1964 гг.) и даже несколько превосходил модуль “Аполлона”. Несомненно, что увеличенные габариты благотворно сказались бы на удобстве работы экипажа и размещении внутреннего оборудования. Проект был детально проработан и ждал утверждения “сверху”, но в 1974-1978 гг. более приоритетной стала программа создания корабля многоразового использования, позднее известная как “Буран”. В конечном итоге, от финансирования проекта Валентина Глушко отказались.

А давайте предположим, что в какой-то момент программа “Вулкан ЛЭК” получила всеобщую поддержку и к Луне устремились десятки кораблей – исследовательские зонды, орбитальный комплекс, транспортные корабли и, конечно же, корабли с посадочными модулями. В результате советская лунная база, на начальном этапе, могла бы состоять из 4-6 модулей “Вулкан ЛЭК” различного назначения.

Спуск тяжелого лунохода (рядом виден лунный посадочный модуль ЛЭК)

Спуск тяжелого лунохода (рядом виден лунный посадочный модуль ЛЭК).
Хотя проект тяжелого лунохода в рамках программы ЛЭК не получил одобрения (прежде всего по массо-габаритным характеристикам и отсутствию необходимого носителя), идея его использования на Луне в качестве многофункциональной машины представлялась очень заманчивой. Ведь луноход можно было превратить, по желанию, в исследовательский комплекс, транспорт или передвижной жилой модуль.

Монтаж АЭС при помощи тяжелых луноходов

Монтаж АЭС при помощи тяжелых луноходов.
А это уже фантазия автора рисунков. Не исключено, что именно так могли бы развиваться события, если бы советская лунная программа получила бы должную поддержку и экономические обоснования. Пока развертывание базы находилось в процессе без энергии обойтись было бы просто невозможно, а солнечные батареи не давали должного эффекта. Поэтому нетрудно представить, что очередной транспортный корабль доставил бы на Луну мобильный атомный реактор. Благо, подобные разработки имели успех и даже применялись в условиях Севера.

 Будни лунного поселения (тяжелые луноходы и лунная база проекта “Вулкан-ЛЭК”)

Будни лунного поселения (тяжелые луноходы и лунная база проекта “Вулкан-ЛЭК”).
На этом рисунке мы видим целое поселение, образованное из различных модулей “Вулкан-ЛЭК” и куполообразных конструкций. С экономической точки зрения такое обилие посадочных модулей выглядит нецелесообразно, но не будем забывать, что на Лунной базе работало бы не 2-3, более 10 человек. В случае опасности это позволило бы эвакуировать персонал без задержек. И кроме того, для доставки на Землю образцов лунного грунта и различных экспериментов также требовались носители.

Ещё одна интересная деталь – это “лунный поезд”, составленный из двух тяжелых луноходов. Подобные конструкции прорабатывались ещё в 1960-е гг. и не забыты в наше время, правда, большей частью они теперь относятся к программам освоения Марса.

Селенологические работы

Селенологические работы.
Тяжелый луноход, буровая установка, аппаратный блок, наблюдательный пункт на возвышенности – полагаю, именно так представляет себе исследовательские работы на Луне большинство любителей космонавтики.

Солнечное затмение на Луне,НЛО над модулем станции Вулкан-ЛЭК

Солнечное затмение на Луне,НЛО над модулем станции Вулкан-ЛЭК.
Ещё одна фантазия – на этот раз на тему НЛО. Те, кто знаком с фильмами “Ловушка на Луне” (!987) и “Аполлон 18″ (2011), вполне могут развить мысль…