Redspace. Часть 3. — Продолжение темы советских лунных экспедиций.


Продолжение темы советских лунных экспедиций.Вот и долгожданное продолжение темы советских лунных экспедиций. Виктор Филиппский снова порадовал нас новой порцией отличных рисунков. В этот раз нас ждет знакомство как с самыми ранними проектами, так и с более поздними. На этот раз рисунки будут дополнены комментариями самого автора.

Хотелось бы отметить, что часть из рассматриваемых в рубрике Redspace проектов действительно была недалека от реализации и если бы не “подковерная” борьба между ОКБ и постоянное урезание финансирования всё могло бы сложиться совершенно иначе. Впрочем, начнем по порядку.

На заглавном рисунке изображен составной лунный комплекс 7К-9К-11К, о судьбе которого рассказывалось в прошлый раз. Комментарий автора к данному рисунку.

Cборка комплекса 7К-9К-11К. Те же проблемы со стыковками и динамической устойчивостью. Экипаж “Союза” контролирует стыковку блоков и после того,как пристыкуется сам,комплекс начнёт полёт к Луне.

Об этом проекте мы рассказывали в прошлый раз. Можно лишь отметить, что в отличии от других ранних разработок этот лунный комплекс на основе модернизированных “Союзов” был выполнен на более высоком технологическом уровне и требовал меньшего количества запусков с Земли. Но, как говориться, не сложилось…

Проект "Север".

Комментарий автора:

“Проект «Север». О нём очень мало материалов,но это был самый первый проект полёта к Луне с её облётом. В принципе он был осуществим с ракетной техникой того времени и советские космонавты могли облететь Луну задолго до ” Аполло-8 “,вся трудность заключалась в нескольких стыковках и создании динамически неустойчивой ( особенно при разгоне и торможении ) системы. “Север” рассматривался и как вариант орбитальной околоземной станции. На рисунке-возможно так бы всё это выглядело при подлёте к Луне с ночной стороны.”

Вообще проект “Север” задумывался Королевым именно в качестве “облётного”, без посадки на Луну. Основой проекта должны были стать пилотируемые космические корабли серии “Союз 7К-Л1″, также имевшие названия Зонд, Л1 (11ф91), Зонд-М, Л1С и (Л1А) (11ф92). Аппараты этого типа были двухместными и состояли из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. 7К-Л1 оснащались системой дальней связи, для которой использовалась параболическая остронаправленная антенна. У спускаемого аппарата была усилена теплозащита в связи со входом в атмосферу со второй космической скоростью. На орбиту корабли выводились ракто-носителем “Протон”.

Всего было построено 15 кораблей 7К-Л1, но первого после успешного запуска 10 сентября 1966 года последовала череда неудач. В общей сложности из 13 других запусков частично программу полёта смогли выполнить только четыре корабля. Тем не менее, орбиты Луны достигли три беспилотных 7К-Л1, так что определенный задел в “лунной гонке” был сделан. В официальной печати эти корабли стали известны под названиями “Зонд-5″, “Зонд-6″ и “Зонд-8″.

На 1969 год планировался старт корабля “Зонда-7А” – это был бы первый в мире пилотируемый облёт Луны с двумя космонавтами. Однако, в декабре 1968 года было принято решение отправить корабль в автоматическом режиме, но при старте 20 января произошел взрыв носителя.

Вообще Королев задумывал, что в случае успеха программы к Луне можно будет отправить целую орбитальную станцию, но сначала на орбите Земли будет проведена её сборка из нескольких компонентов. Именно этот аспект, а также чисто экономические соображения, заставили отказаться от реализации проекта “Север”. Не исключено также, что отсутствие успеха даже с беспилотными запусками “Зондов” подорвали интерес к высадке на Луну.

Проект 7К-Л1.

Комментарий автора:
Проект 7К-Л1. В одном случае космонавты стартовали в своём ЛК на “Протоне”, в другом- старт был раздельным и в данном случае экипаж прибывал на проверенном “Союзе” и через космос переходил в свой ЛК. На этом варианте настаивал С.Королёв,который,как известно,не особо доверял В.Челомею.

В общем-то, особо добавить к этому комментарию нечего. Добиться упрощения схемы полёта не удалось из-за отсутствия надежного ракетоносителя, фактически погубившего советскую “лунную программу”.

Проект Л4. Тяжелый корабль для детального изучения с окололунной орбиты.

Комментарий автора:
Проект Л4. Тяжелый корабль для детального изучения с окололунной орбиты. На рисунке Л4 пролетает в районе кратера Петавий,где иногда наблюдаются непонятные световые явления.

Ещё один вариант отправки пилотируемого космического корабля на орбиту Луны без посадки на её поверхность. Проект Л4 был разработан в 1963 году и включён в космическую программу СССР на период 1965-1975 год. В качестве основного носителя предполагалось использовать ракету Н-1.

Согласно проекту Н-1 выводила на околоземную орбиту 75 тонн полезной нагрузки, включавшей следующие компоненты: разгонный блок для перехода на траекторию полёта к Луне, тормозной двигатель для выхода на окололунную орбиту и возвращаемый на Землю спускаемый аппарат. Экипаж корабля мог состоять из 2-3 человека.

Как мы знаем, программа Н-1 потерпела полный провал, поэтому проект Л4 так и остался на бумаге.

“ЛК под управлением А.Леонова начинает спуск на Луну”

“ЛК под управлением А.Леонова начинает спуск на Луну”.

Комментарий автора:
“Самый известный проект Н1-Л3. Сейчас проходит продувка главного двигателя блока “Д”.Через несколько секунд выход на полную тягу и ЛК начнёт спуск на Луну. Шансов благополучно опуститься всего 30%”.

Единственный масштабный советский проект Н1-Л3 достоин более пристального внимания, так что мы вернемся к нему в рамках отдельной статьи. Что касается космонавтом, то “лунная команда” была собрана ещё в 1965 году, а её главой некоторое время был Ю.А.Гагарин. Впрочем, после окончательно формирования в 1967 году созданную группу (отдел) возглавлял Быковский.

В отряде космонавтом подготовку проходили следующие экипажи :

Леонов – Макаров
Быковский – Рукавишников
Попович – Севастьянов
Также в группе были Волошин, Добровольский, Климук (командиры), Артюхин, Воронов, Гречко, Ершов, Николаев, Хрунов, Горбатко, Волынов, Шонин, Куклин, Филипченко, Феоктистов, Кубасов, Волков и резервные по посадочной программе Л3 гражданские космонавты ЦКБЭМ Анохин, Долгополов, Бугров, Никитский, Пацаев, Яздовский.
Планировалось, что облёт Луны проведет экипаж Быковский – Рукавишников, а первым на её поверхность ступит Леонов…

Проект Л4. Тяжелый ЛК опускается на Луну

Комментарий автора:
Проект Л4. Тяжелый ЛК опускается на Луну,где его уже ждёт тяжелый луноход-проект Л5.
Изображенный на рисунке ЛК к “натуральному” проекту Л4 отношения не имел и является скорее развитием темы. С другой стороны, аналогичным образом прорабатывался проект Л2, где на Луну также доставлялся луноход. Хотя, если немного пофантазировать…

Луноход действительно прорабатывался в рамках программы Л5 – вот что по этому вопросу можно прочитать на сайте “Проект освоения космоса”:

“Проект Л5 состоял в запуске тяжёлого лунохода, который доставлялся на Луну в беспилотном режиме, после чего комплексом Л3 на спутник Земли доставлялся и экипаж из трёх космонавтов, которые переходили в луноход и совершали на нём экспедиции: вездеход мог перемещаться на расстояния до нескольких тысяч км со скоростью до 20 км/ч.”

Таким образом, вполне можно предположить, что реализация обоих проектов могла быть осуществлена параллельно. Представим, что к Луне отправляется модифицированная орбитальная станция проекта Л4, оснащенная лунным посадочным модулем, а следом за ней (или даже раньше ней) совершает посадку модуль с луноходом Л5. В результате получаем почти готовую лунную базу с экипажем 5-6 человек.

Полагаю, что примерно так мог бы выглядеть полёт на Луну в гожу эдак 1974-1975…