START и финиш американских космопланов. Часть 3 – и снова Х-37.


Американский космический проект Х-37Так или иначе, но к теме проекта Х-37 приходиться вернуться вновь. Причиной тому явилась статья “Возвращение космического самолёта” в июньском номере “Популярной механики”, написанная Шерон Уайнберг. Позитива и красивых картинок в ней просто масса. По всей видимости автор (или заказчик статьи) имели огромное желание показать, что Х-37 как-раз та самая машина, которая откроет эпоху “космических самолётов”, придя на смену “Space Shuttle”.

Читая эту статью трудно не согласиться, ведь Х-37 действительно прошел долгий и тернистый путь от проекта до прототипа, на что ушло больше 10 лет. Вот, казалось бы, и настала “сбыча мечт”, однако стоит ли так радоваться? Проект с самого начала контролировался военными и создавался под их требования, а цели у них далеко не мирные. Автор статьи отмечает, что Х-37В может принять до полутоны бомб, или снарядов для точечных ударов, или инспектировать чужие космические объекты и, если нужно, выводить их из строя кинетическим воздействием… Тут американский принцип “добро должно быть с кулаками” работает на все 100%.

Дальше-больше – правительство США уже рассматривает вопрос о проектировании аппарата, который смог бы доставить небольшие подразделение морпехов в любую точку планеты. То есть, “насаждать демократию” американцы будут с утроенной скоростью. И это – в самом ближайшем будущем. То-то бывший глава структуры SDI (СОИ) Генри Купер сокрушался, что в начале 1990-х гг. американские ВВС и NASA загубили его планы по созданию военных космопланов. Теперь будет праздник и на его улице.

А как же, спрашивается, мирное освоение космоса? Оно непременно будет, но только после того, как США будет чувствовать себя вне досягаемости от “конкурентов”. А для этого надо срочно развить систему собственной безопасности. Желательно при этом выгнать из космоса все “лишние страны”, а непокорных наказать. А ведь можно было использовать Х-37В для экстренной эвакуации экипажа с МКС или другого терпящего бедствия корабля. Или установить на него оборудование для транспортировки с орбиты небольших спутников. Но всё это не очень важно, ведь главное показать другим, что военное ведомство США в любую минуту готово “защитить родину своей страны” любыми доступными способами.

Каково же состояние проекта на текущий момент? Первый запуск космоплана Х-37В с авиабазы ВВС на мысе Канаверал (штат Флорида) 22 апреля в 19:52 по местному времени с помощью ракеты-носителя Atlas 5. Военные выдали очень немного информации о ходе полёта, отметив только, что на орбите будет произведена проверка работоспособности всех бортовых систем беспилотника, в том числе системы управления. Следующий полёт назначен на 2001 год.