Тяжелый Межпланетный Корабль-1.


Тяжелый Межпланетный КорабльВсего за два года до полёта Юрия Гагарина на основе проекта тяжелого ракетоносителя Н-1 в ОКБ под руководством Сергея Королева начал готовиться широкомасштабный проект по освоению ближнего космоса. В частности, предполагались экспедиции к ближайшим планетам Солнечной системы.

В утвержденном 16 мая 1962 года эскизном проекте ракетно-космической системы одной из задач ставился “облёт экипажем в 2-3 человека Марса, Венеры и возвращение на Землю; осуществление экспедиций на поверхность Марса и Венеры и выбор места для исследовательской базы; создание исследовательских баз на Марсе и осуществление транспортных связей между Землёй и планетами”.

Несмотря на открытую амбициозность этого проекта Королёв был твёрдо уверен, что при должной поддержке его удастся осуществить ещё при его жизни. К идее межпланетного полёта главный конструктор отнёсся очень ответственно. Ещё на стадии предварительного проектирования много внимания уделяли системе обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) экипажа.

Созданные к тому времени системы, основанные на запасе кислорода, воды и продуктов питания без их возобновления, не позволяли реализовать программу из-за огромной массы запасов. Поэтому нужны были СОЖ с так называемым замкнутым циклом. Проектанты уповали прежде всего на биологические системы, упрощенно повторяющие замкнутую экологическую систему Земли. Однако полный кругооборот веществ в небольшом объеме корабля организовать трудно, а вот “замкнуть” систему по таким жизненно важным составляющим, как вода и кислород, представлялось возможным.

Для регенерации кислорода из выдыхаемого космонавтами углекислого газа должны были применяться контейнеры с водорослями типа хлореллы. Запасы пищи предполагалось хранить в сублимированном виде и тщательно отбирать перед полетом с точки зрения пищевой ценности и удельной массы.

Для пополнения рациона в бортовой гидропонной оранжерее корабля предполагалось выращивать овощи, что позволило бы снизить массу запасов продуктов на 20 – 50%. Так как оранжерея составляла неотъемлемую часть всех проектов ТМК, серьезной проблемой стал подвод света к растениям. Эта задача была блестяще решена с применением крупногабаритных наружных солнечных концентратов.

Чтобы провести отработку основных систем жизнеобеспечения ОКБ-1, в содружестве с Институтом медико-биологических проблем и заводом “Звезда”, построило аналог жилого отсека ТМК-1 (Тяжелого Межпланетного Корабля) – наземный экспериментальный комплекс (НЭК), в котором испытатели Г.Мановцев, В.Улыбышев и А.Божко провели целый год. В процессе испытаний было получено много интересной информации, однако проверить длительное воздействие невесомости на организм человека не представлялось возможным.

ТМКНепосредственно конструированием ТМК занималась группа конструкторов под общим руководством Г.Максимова. Это был большой трехместный корабль, который выводился на орбиту ракетой Н-1, а дальнейший полёт к Марсу осуществлялся с помощью штатного кислородно-керосинового разгонного блока.

ТМК включал жилой, рабочий (со шлюзом для выхода в открытый космос), биологический, агрегатный отсеки, спускаемый аппарат и корректирующую двигательную установку (КДУ). После выведения на траекторию полета на корабле развертывались солнечные концентраторы и батареи электропитания, а также антенны связи с Землей и начинался многомесячный безостановочный полет.

Чтобы справиться с проблемой невесомости были предложены следующие варианты. Искусственная тяжесть создавалась вращением отдельных блоков вокруг оси. Подобный приём был относительно прост, но приводил к новой проблеме – небольшие размеры “центрифуги” приводили к возникновению кориолисовых ускорений, искажающих восприятие человеком тяжести и вредно воздействующих на организм. Тогда от постоянного вращения решили отказаться и кратковременно включать вращение блоков только на определённых участках полёта.

ТМК-1 имел следующие габариты: полная длина – 12 метров, максимальный диаметр – 6 метров. Полная масса корабля составляла 75 тонн. Таким образом, ТМК-1 Максимова имел значительные преимущества перед проектом МПК Тихонравова в плане весовых характеристик. Помимо прочего, для вывода всего комплекса на орбиту потребовалось бы не более 2 запусков ракет Н-1, в то время как для МПК их требовалось 20-25.

Космический корабль ТМКСтарт к Марсу был также запланирован на 8 июня 1971 года и после трехлетнего путешествия экипаж ТМК-1 возвращался на Землю к 10 июля 1974 года. Тем не менее, по вполне понятным причинам (“лунная гонка”), проект ТМК-1 Максимова реализован не был.

Спустя несколько лет к ТМК вернулись снова. На этот раз в планы входил не только полёт к Марсу, но и облёт Венеры. Значительно доработанный проект получил название МАВР. Длина корабля увеличилась более чем вдвое и составляла 25 метров. Диаметр корпуса не изменился. Новая 13-метровая секция включала стыковочный модуль, а также дополнительный приборный отсек. Как можно догадаться, МАВР также не нашел поддержки. Помимо этого, уже был готов более совершенный проект “марсианского” корабля, разработанный под руководством К.Феоктистова.