Вчера и сегодня…но тоже вчера. | Новости космонавтики.


Обобщая последние новости космонавтики нельзя не отметить, что современное развитие космических технологий по прежнему паразитирует на достижениях науки 20-го века. Причем конца и края этому не видно. Если ещё лет 30-40 назад мы мечтали, что вот-вот обуздаем энергию фотона и устремимся к звездам, то сейчас цели стали намного скромнее.

Похоже, что после завершения “Холодной войны” прогресс в области освоения космического пространства остановился. Если ранее полеты к ближайшим планетам частично оправдывались военной необходимостью, то теперь “оправдывать” миллиардные расходы просто нечем. Чтобы подтвердить свои догадки у меня есть, по крайней мере, три факта.

Начнем с того, что в начале 2011 года из не очень глубоких запасов были извлечены двигатели НК-33, которые ОКБ под руководством Кузнецова разрабатывало для сверхтяжелых советских ракетоносителей. К нашему глубокому несчастью программа полёта на Луну была закрыта и носители типа Н-1 пришлось разобрать. Когда это произошло (1972 год) промышленность поставила более 200 двигателей НК-15, НК-15Б и НК-19, оставшихся как бы не у дел. Последовал приказ их разобрать, однако Кузнецов под свою ответственность решил их законсервировать. Перспективные проекты вроде НК-33 были заморожены.

Прошли годы, сменилась власть и вот тут оказалось, что “кузнецовские” запасы можно очень выгодно использовать. Отчасти это помогло поддержать российское двигателестроение в 1990-е гг., когда часть НК продали американцам для использования их на ракетах типа “Atlas”.

Но не прошло и 20 лет, как снова “внезапно” выяснилось, что подходящей силовой установки для амбициозных проектов полётов на Луну и Марс нет ни у кого. Американцы двинулись было возрождать разработки 40-летней давности и даже стали развивать якобы перспективную программу “Ares”, но вскоре опомнись – бесперспективно и экономически не выгодно.

В России тоже вроде бы технологического прорыва не намечалось, но у “хитрых азиатов” оказался свой козырь в рукаве, хотя и порядком запыленный. Извлеченные для всеобщего обозрения двигатели НК-35 произвели сильный эффект и сейчас серьёзное российское правительство серьёзно думает над тем, как ещё раз использовать советский опыт в своих интересах. Достаточно сказать, что испытания модернизированного НК-33 под новым обозначением AJ26-НК33 уже полным ходом идут в… США.

Уже успели подписать контракт, по которому GenCorp Aerojet поставит корпорации Kistler Aerospace 58 двигателей AJ26-НК33 первой и 18 AJ26-НК43 второй ступени. А пока в Америку поставлено для модернизации 45 двигателей и подготовлено к продаже еще 42. Эта информация к размышлению собрана по материалам Интернет-ресурсов, в частности – сайта Новости космонавтики.

в начале марта 2011 года NASA завершило эксплуатацию “космических челноков”

Второй факт – в начале марта 2011 года NASA завершило эксплуатацию “космических челноков”. А сколько в своё время было шума и рекламы! Американцы пугали нас тем, что способны построить целый флот “шаттлов” с ядерными зарядами и отправить их на орбиту. Кроме того, такие корабли многофункциональны, и способны перевозить не только грузы, но и людей. Уже можно было мечтать о перелётах с одного континента на другой по суборбитальной траектории. А то и на Луну махнуть можно. Однако…

Катастрофа “Challenger” в 1986 году существенно подорвала доверие к этим кораблям. Затем вроде как всё наладилось, но вторая катастрофа в 2003 году всё-таки заставила американцев искать им замену. А её не было. И вряд ли появится в ближайшие годы. Сильно подкосило программу отсутствие должного финансирования и поддержки со стороны правительства. Впрочем, последним “гвоздём” в крышку “гроба” для американских кораблей многоразового использования, стало отсутствие резервов для их модернизации.

А ведь как всё феерично начиналось! Большая программа предусматривала не только орбитальные полёты с полезной нагрузкой, но также экспедиции к Луне и Марсу. При этом происходил массой отказ от одноразовых ракет-носителей. На самом же деле ни одной глобальной цели достигнуто не было, хотя “шаттлы” в период с 1982 по 2010 год по праву стали “почетными рабочими лошадками” NASA и заслужили уход на покой.

Далее представлена краткая история всех кораблей типа Space Shuttle.

“Enterprise” – тестовый ККМИ построенный в конце 1970-х гг. Ранее предполагалось назвать его “Constitution”, но по многочисленным предложениям зрителей популярного телевизионного сериала Star Trek было выбрано другое имя. В космос этот “шаттл” не летал и использовался только для отработок посадок.

“Columbia” – первый космический корабль многоразового использования (ККМИ) серии “Space Shuttle”. Построен в 1979 году и был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Во время своего 28-го полёта (под номером STS-107) 1-го февраля 2003 года потерпел катастрофу при входе в атмосферу.

“Challenger” – наверное, это самый известный ККМИ. Но известность он приобрел не своими заслугами, а грандиозной катастрофой с гибелью 7 астронавтов, случившейся 26 января 1986 года во время старта на мысе Канаверел. Свидетелями взрыва “шаттла” стали сотни людей, включая близких родственников космонавтов. Всего, с апреля 1983 года, этот корабль успел выполнить 10 полётов.

“Discovery” – третий ККМИ в серии, был назван в честь парусника Джон Кука, исследовавшего в XVIII века Гавайские острова. Трудился с 1982 года и совершил свой последний, 39-й, полет в космос с 24 февраля по 9 марта 2011 года.

“Atlantis” – четвертый ККМИ, вступил в строй в апреле 1986 года. Многим он знаком по программе МКС и полётам к станции “Мир”. Планировалось, что последний полет “Atlantis” совершит 28 июня 2011 года, но сейчас эта экспедиция под вопросом.

“Endeavour” – пятый и последний ККМИ серии “Space Shuttle”, построенный исключительно для замены “Challenger” и вступил в строй в мае 1991 года.

Из заслуг можно отметить вывод на орбиту нескольких межпланетных зондов, включая “Magallan” и “Galilleo”, а также телескопа “Hubble”.

аппарат типа “Союз” ТМА-01М

Ну и главный итог сегодняшнего “исследования” – 16-го марта 2011 года (то есть опять-таки буквально на днях) на Землю вернулся спускаемый аппарат типа “Союз” ТМА-01М с тремя космонавтами на борту. В ходе пребывания на МКС два россиянина и один американец провели ряд экспериментов, приняли груз с двух транспортных “Прогрессов” и двух зарубежных кораблей. И так далее.

Так в чем же, собственно, заключается важность новости? А в том, что “Союз” является модернизированным кораблем с полностью новым электронным оборудованием. Отмечается, что модернизации подверглось бортовая ЭВМ, в то время как аналоговая система передачи телеметрической информации была заменена на цифровую. В общей сложности 36 старых приборов заменили 19 новыми. Более того, конгресс США одобрил программу полётов своих астронавтов на кораблях этого типа – в течении 5 лет на орбиту предстоит отправить 12 человек.

Как видим, по “шаттлам” уже поминки справили, а наследники советских “Союзов” бороздят и будут бороздить просторы вселенной. Кстати, на Луну американцы все же собираются отправить роботов, а не астронавтов. Опять-таки, по соображениям экономии.