VEHRA\VSH – с верой в будущее космопланов.


Космический корабль на орбите - VEHRAВ пёстром списке космопланов, оставшихся только в виде проектов, нашлось место для немногочисленных европейских разработок. Одной из них являлся проект VEHRA, разрабатываемый с середины 2000-х гг. международным сообществом АСЕ, основу которого составляют французы.

Видимо, скоропостижное завершение программы “Hermes” оставило свой неизгладимый отпечаток (впрочем, как и русских “Энергия – Буран”) и теперь задача создания космоплана хоть и не стоит на первом месте, но всё же пользуется поддержкой на государственном уровне.

АСЕ было создано в 2004 году специально для целей продвижения “космических самолётов”. Программа по разработке космоплана VEHRA (Véhicule Hypersonique Réutilisable Aéroporté) была начата ещё в 2002 году, но активную поддержку она получила лишь тремя годами позже.

Практически 100% работ выполняется французским концерном Dassault, имеющим немалый опыт в постройки авиационной техники. В качестве наиболее яркого примера можно привести истребители “Mirage”, хотя в начале 1990-х гг. небольшой серией выпускался гражданский авиалайнер “Mercury”.

За основу VEHRA, как это ни странно, был взят американский прототип космоплана Х-38 – наиболее успешной конструкции на тот момент. Предполагалось, что первым будет построен 10-тонный самолет-демонстратор, и только потом планировали приступить к строительству 30-тонного аппарата, который имел бы возможность поднять до 300 кг полезной нагрузки.

Один из первых вариантов VEHRA был беспилотным. В качестве одной из задач запланировали вывод на орбиту небольших спутников, для чего в средней части корпуса разместили грузовой отсек размерами 1,5х1,5х5 метров. Запуск космоплана проводился бы с самолёта-носителя А-300.

Вот что по этому поводу было опубликовано в статье “Крылья для Европы” на сайте Новости космонавтики.

“Главная цель проекта – демонстрация входа в атмосферу и технологии автономного приземления, а также определение затрат и эксплуатационных ограничений, связанных с возможностью многократного использования. Важно показать возможность посадки на штатную ВПП аэродрома. При дозвуковом аэродинамической качестве 3.3 и небольшой нагрузке на несущую площадь скорость посадки не будет проблемой. Если бы исследования начались в мае, аппарат мог бы выполнить до пяти полетов в 2004 г.

Основанный на базе концепции «несущий корпус», этот ЛА длиной 11.42 м и шириной 10.42 м оснащается кислородно-керосиновым двигателем НК-39, предоставленным Самарским НТК «Двигатели НК». VEHRA также послужит лабораторией для отладки системы автономного приземления и многоразовой ДУ на углеводородном топливе.”

Однако очень скоро концепция переменилась и аппарат пожелали сделать пилотируемым.

После переработки европейский вариант под названием Vehra-SH (VSH) сможет нести на борту экипаж из 3-х человек или полезную нагрузку. При этом, габариты VSH весьма скромны: длина 11,7 метров, размах крыла 9,3 метра, высота 2,4 метра. Стартовая масса определяется в 11,6 тонны.

Программа рассчитана на пять лет в три этапа:

Год первый – разработка концепции и детальная проработка проекта с использованием новейших конструкторских программ.
Год второй — постройка макета и его всесторонние испытания.
Год третий-пятый — сборка прототипа и опытные полёты.

В конструкции VSH не предусматривается использование какой-либо “экзотики”. Скорее наоборот – перед проектировщиками стояла задача создать “бюджетный” космоплан. Интересной деталью является то, что двигатель был выбран не французский и даже не американский, а российский РД-0110. Этот агрегат, работающий на смеси из керосина и жидкого кислорода без токсичных компонентов(!), должен быть поставлен КБ Химавтоматика из Воронежа.

По замыслу создателей РД-0110 будет использоваться как маршевый двигатель для выхода на суборбитальную траекторию. При полёте в плотных слоях атмосферы должны будут использоваться реактивные микродвигатели типа Microturbo TRI60-30. Также для спасения астронавтов предусмотрено использование катапультных кресел линейного ряда К-36 российской конструкции.

Запуск VEHRA планируется проводить с самолёта-носителя. Какой именно будет выбран – пока не совсем ясно. Учитывая, что советский Ан-225 и без того сильно изношен, возможно это будет Airbus A-400.

На дворе уже вторая половина 2012 года, а конец программе так и не видится. Дальше макетов дело пока не продвинулось…