Ядерный космоплан ASPEN.


Ядерный космоплан ASPENПроект космического корабля ASPEN (Aerospace Plane With Nuclear Engines) долгое время находился в числе особо секретных. Информация о нем хранилась в архивах военного ведомства США более 30 лет и была представлена широкой общественности только в 1995 году. Данные проект интерес в первую очередь тем, что ASPEN должен был стать первым в истории космопланом с ядерной силовой установкой, что и было отражено в его названии.

Идея использования ядерной энергии в 1950-1960 гг. в авиационной сфере казалась очень привлекательной, поскольку сулила большие выгоды в плане продолжительности полёта. Настаивали на этом, прежде всего, военные, которым были нужны бомбардировщики и перехватчики способные “висеть” в воздухе едва ли не сутками. Вот только эксперименты с самолётами дали разочаровывающие результаты.

Создать достаточно компактную и легкую ядерную установку не удалось. Кроме того, возникли большие проблемы с безопасностью экипажа, который оказался подвержен прямому воздействию радиации. В итоге, такие проекты, как NB-36Н и WS-125A, закрыли уже в 1961 году. С другой стороны оставалась надежда, что ядерную энергию можно будет использовать в космических разработках.

В том же 1961 году специалистами Научной Лаборатории в Лос-Аламосе, под руководством Р.В.Буссарда (R.W.Bussard), было начато проектирование космоплана, оснащенного сдвоенной силовой установкой. Одной из главных задач перед разработчиками стояла проблема обеспечения радиационной безопасности пилотов, что сразу повлекло бы за собой сильное увеличение массы.

Дело заключалась в том, что наземные атомные реакторы имеют круговую защиту толщиной в несколько сантиметров, которая на космических аппаратах абсолютно неприемлема. Вместо него было предложено использовать так называемый “теневой” щит, который защищал бы экипаж только в одном направлении.

В данном случае, щит предстояло установить между реактором и кабиной пилотов, в то время как хвостовая часть непрерывно облучалась потоком нейтронов и в итоге сама становилась бы источником радиации. Этот факт был, по всей видимости, очевиден для американцев, поэтому они решили не тратить время на глобальное изучение этой проблемы. Можно предположить, что “хвост” космоплана после нескольких полётов просто утилизировали.

По компоновке космоплан проекта ASPEN представлял собой почти классический самолёт-“бесхвостка” с фюзеляжем овального сечения и низко расположенным крылом. Вместо него предполагалось использовать отклоняемые вниз или вверх законцовки крыла.

В хвостовой части фюзеляжа располагалась ядерная силовая установка (ЯСУ), турбореактивные двигатели (ТРД) и прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Из-за особенностей проекта транспортный отсек пришлось расположить между двигателями и большим баком с водородным топливом. Пилотская кабина и каюты для экипажа находились в носовой части фюзеляжа. Общая длина космоплана превышала 250 футов (76,20 м), размах крыла – около 120 футов (36 м). Проектная взлётная масса составляла 500000 фунтов (227 тонн), включая полезную нагрузку.

Взлет и посадку ASPEN проводил “по-самолётному”, используя ТРД. Космоплан должен был развить скорость 2,5 Маха и достигнуть высоты 60000 футов (18288 метров), после чего запускался трансзвуковой ПВРД, который разгонял его до 11 Махов и выводил на высоту 120000 футов (36576 метров). В этой точке включалась ЯСУ, которая обеспечивала достижение высоты орбиты 80 миль (128 км) в перигее и 300 миль (482 км) в апогее. Предполагалось, что космоплан будет доставлять в космос экипаж из двух человек и сможет выполнять автономный полёт в течении двух суток.

Хотя за время проектирования были проведены все предварительные расчеты на тот момент ни в США, ни в мире вообще не существовало требуемых ТРД и ПВРД, не говоря уже про “мобильные” ядерные реакторы. Некоторое время ASPEN ещё пытались довести до уровня опытной модели, но очень скоро стало ясно, что проект не реализуем. Тем не менее, NASA и военное ведомство продолжали держать в тайне эти разработки. Видимо, только спустя 34 года для них стало окончательно очевидно, что подобная схема не имеет перспектив.