Недавно попался мне любопытный документ под названием “Possible Future European Launchers – A Process of Convergence”. Собственно, это бюллетень ESA за номером 97 от февраля 1999 года. В нём немного пафоса и много интересного. Содержание будет представлено в сокращенном виде и разделено на несколько частей. Первая часть – вводная.
Ещё не успел остыть прах проекта “Hermes”, как в Европе взялись за разработку новой программы собственных ракетоносителей, которая получила название Future European Space Transportation Investigations Programme (FESTIP).
Первые попытки определиться с носителями относятся ещё к 1994 году, но лишь пять лет спустя программа получила официальный статус. От разработчиков требовали создать более мощную и менее дорогостоящую конструкцию, относительно Arian-5. Самым интересным было то, что проектируемая европейская система была многоразового использования.
Предполагалось, что начальная проработка концепции займет около 8 лет и к 2007 году можно будет получить более-менее подходящие результаты. При этом планировали, что новая ракета будет востребована на рынке в ближайшие 20-30 лет.
Прорабатывалось две основные концепции:
- Доставка полезной нагрузки массой до 2 тонн на “полюсную” орбиту
- Доставка полезной нагрузки массой до 7 тонн на “экваториальную” орбиту
Также предъявлялось два дополнительных требования – старт должен производиться с космодрома Куру (Kourou) и РКС должна иметь возможность прервать миссию в случае отказа одного из двигателей. Второе требование было весьма трудновыполнимо, поскольку предполагалось, что ракетоноситель будет способен совершить “мягкую посадку” и после ремонта продолжить выполнение поставленных задач.
В случае успеха РКС могла выполнять до 24 стартов в год. Европейцы вполне резонно опасались, что их могут опередить конкуренты из США, которые в то время активно развивали собственные программы и уже дошли до уровня прототипов. Другими словами, к 2017-2020 году РКС должна быть уже готова.
В течении 1999 года рассматривалось несколько вариантов одноступенчатой многоразовой космической системы (Single Stage to Orbit).
Одним из наиболее выгодных считалась аренда самолёта Ан-225 и использование его в качестве “стартовой платформы” для SSTO . В этом случае можно было выводить полезную нагрузку в 5-7 тонн на экваториальную орбиту.
Второй вариант предусматривал старт с земли, но он практически сразу был отвергнут в виду трудностей с технической реализацией.
Третий вариант – запуск с космодрома и возвращение SSTO на парашюте (Kistler-type concept), также был отвергнут в виду большой массы спускаемого аппарата.
Также рассматривались двухступенчатые варианты Two Stage to Orbit (TSTO), но для них требовалась разработка мощных воздушно-реактивных двигателей которые были бы способны развивать скорость порядка 4 Махов.
В конечном итоге было выбрано 8 проектов:
Concept FSSC-1 – SSTO c крыльевыми плоскостями и вертикальным стартом.
Concept FSSC-3 – SSTO c крыльевыми плоскостями, вертикальным стартом и вертикальной посадкой.
Concept FSSC-4 – SSTO c крыльевыми плоскостями, горизонтальным стартом и посадкой.
Concept FSSC-5 – SSTO с вертикальным стартом и горизонтаьной посадкой.
Concept FSSC-9 – TSTO, полностью многоразовая ракета с вертикальным стартом и горизонтаьной посадкой.
Concept FSSC-12 – TSTO, полностью многоразовая ракета с улучшенной аэродинамикой, воздушно-реактивным двигателем, вертикальным стартом и горизонтальной посадкой.
Concept FSSC-15 – суборбитальный SSTO с возможностью трансатлантических перелётов.
Concept FSSC-16 – TSTO с полной или частичной “многоразовостью”.
На этом первую часть считаю завершенной. Вторая часть, Третья часть.