Gandahar

GandaharЧто вы слышали о Гандахаре и Жоспере? А о планете Тридан? Ничего? Это, в общем-то, неудивительно. Все эти названия относятся к изумительному полнометражному мультипликационному фильму “Gandahar”. В российской версии на DVD, вышедшей в 2005 году, он называется “Гандахар: Световые годы”. Релиз прошел как-то незаметно для многих из нас. И очень зря!

Посмотреть этот мультфильм мне и самому довелось по чистой случайности. Как-то один из моих знакомых, увидев у меня диск “Heavy Metal 2000″, сказал примерно следующее: “Ну да, это там где бабы с голыми сиськами…” Вот так просто и незатейливо.

Со своей стороны я поинтересовался, каков же сюжет этой “эпической саги с бабами” и с удивлением узнал, что тот мультфильм совсем не американский и ко вселенной Heavy Metal вообще никакого отношения не имеет. В общем, появился большой интерес посмотреть “Гандахар” и через неделю мне достали вполне приличную копию с русской озвучкой. Честно говоря, эмоции от просмотра у меня остались очень положительные.

Сюжет мультфильма построен на романе “Люди-машины против Гандахара” (“Les hommes-machines contre Gandahar”), написанном французским фантастом Жан-Пьером Андервоном ещё в 1969 году и реализованном мультипликаторами под руководством режиссера Рене Лалу в 1987 году. Премьера “Гандахара” состоялась 28-го января 1988 года и в то время мультфильм если не произвел фурор, то впечатление оставил очень сильное. Между прочим, ещё трижды – в 1976-м, 1997-м и 2000-м годах роман переиздавался, плюс к этому вышло ещё три продолжения.

Действие развивается на планете Тридан, где существует древняя человеческая цивилизация, основавшая страну под названием Гандахар и главный город Жоспер. Жизнь в на бескрайних просторах Гандахара безмятежна. Войны остались далеко в прошлом и страна процветает. Этому счастью жители планеты обязаны одному важному обстоятельству.

В своё время у гандахарцев встал выбор между развитием механизмов или генетикой. Предпочтение было отдано второму варианту. Для жителей Гандахара этот путь казался очень правильным. Теперь можно было не думать о голоде, жилье и нищете, ведь благодаря генетическим экспериментам можно было вырастить практически любое растение или животное.

Необходимость в армии отпала сама собой – теперь роль воинов могли выполнять искуственно выращенные живые существа и растения. Да и сами люди, пройдя через сито генетического отбора, приобрели совершенные тела.

Уклад жизни в Жоспере ещё интересен тем, что там царит матриархат – то есть всем правят женщины, хотя в случае опасности первым делом вызывают мужчин-рыцарей. Вообще совет состоит из четырех человек – три женщины и один мужчина.
Спокойствие гандахарцев неожиданно нарушается прибытием агрессивных пришельцев, обращающих лучевым оружием людей в камень. Для выяснения обстоятельств нападения на Высший Совет вызывается рыцарь Сильвен Ланвере. Несмотря на его молодость Совет принимает решение, что именно этот человек сможет помочь Гандахару. Высказывается предположение, что во всем виноваты мутанты, давно изгнанные из плодородных земель и теперь проживающих под землёй на краю страны.

Сильвен отправляется в путь на огромной птице, но в пути на них нападают два хищника. раненная птица падает на территории мутантов и рыцарь попадает к ним в плен. Думая, что противник кровожаден, Сильвен поначалу ведет себя высокомерно, но после рассказа вождя мутантов он меняет своё мнение.

Как оказалось, у каждой медали есть своя оборотная сторона – первые генетические эксперименты гандахарцев привели к массовому появлению мутантов, называемых трансформерами. Ужасно обезображенные они были изгнаны из Гандахара и долгие годы вынуждены скрываться в подземных пещерах.

ГандахарТеперь, когда стала ясна непричастность мутантов к нападению и несправедливость по отношению к ним, Сильвен заручается поддержкой вождя и с помощью проводника отправляется в отдаленные рыбацкий посёлок. Здесь он находит окаменевших соотечественников, но и сам становится жертвой нападения металлических людей против которых гандахарское биологическое оружие бессильно.

Превратившись в камень как и остальные Сильвен оказывается в коконе вместе с изумительной красоты незнакомкой по имени Эрель. Её захватили несколько ранее и вместе с другими пленниками отправили в логово металлических людей. На самом деле “каменное” состояние являлось непродолжительным – через некоторое время люди “оттаивали”. Участь обоих пленников могла оказаться незавидной, если бы не нападения огромного сорна (травоядного ящера), принявшего коконы за яйца и невольно освободившего Сильвена и Эрель.

Выбравшись на свободу рыцарь стал более осторожным. Вместе с Эрель они выясняют, что железные люди всех пленников свозят к крепости у моря. При этом, чтобы восполнить энергию на ночь они отключаются. Тайно пробравшись на корабль агрессоров Сильвен и Эрель отправляются в Эксцентрическое море, где обнаруживают титанических размеров мозг, называющий себя Метаморфис. Именно ему поклоняются железные люди.

По воле случая гандахарцы теперь становятся пленниками этого чудовищного создания, но после разговора с ним становится понятно, что мозг имеет к нападениям опосредованное отношение. По крайней мере, в этом времени. Сильвен вспоминает пророчество мутантов “Прошлое в будущее, будущее в прошлом” и понимает, что мозг отчасти прав. Железные люди появились из будущего через портал времени. Предчувствуя грядущие события Метаморфис отпускает гандахарцев.

Прибыв на Высший Совет женщин, уже приготовившегося к обороне города, Сильвен узнает, что Метаморфис является порождением древних генетических экспериментов. В архивах сохранились записи, в которых рассказывается об опытах над мозгом на морской платформе, в ходе которых он погубил своих создателей. Рыцарь, взяв с собой капсулу способную разрушить ткани мозга, вновь отправляется в море – вторая встреча заканчивается тем, что Метаморфис просит убить его через 1000 лет, когда он ослабнет. После этого Сильвена заключают в капсулу и погружают на морское дно. А вот время гандахарцы и мутанты, объединив усилия, безуспешно пытаются противостоять захватчикам…

Проснувшись в назначенный срок Сильвен обнаруживает, что над поверхностью моря построена огромная платформа с металлическим городом. Внизу, на берегу, проживают мутанты, часть которых смогла пережить войну. Они рассказывают Сильвену, что железные люди победили, захватив всех жителей Гандахара в плен. Но тут мутантам повезло – их посчитали “некондиционными”, а вот людей превратили в источник живых клеток, которыми теперь питается мозг.

Отмершие клетки превращают в металл и устилают им поверхность платформы. Именно для того, чтобы иметь возможность постоянного пополнения “сырья” Метаморфис создал портал времени.

Ситуация складывается таким образом, что железные люди сами не ожидают нападения. Это даёт преимущество Сильвену и мутантам – они освобождают пленников и в решающей схватке рыцарь уничтожает Метаморфиса, впавшего к тому времени в маразм. После этого они бегут через портал, который сразу за ними уничтожается.

Возвращение Сильвена и радостно, и печально. Население Гандахара частично уничтожено, город Жоспер лежит в руинах. Однако храм Высшего Совета женщин уцелел и вместе с мутантами у гандахарцев теперь есть возможность построить жизнь заново…

После просмотра “Гандахара” у меня сложилось впечатление, что этот мультфильм представляет собой микс из фэнтези, идей вселенной Heavy Metal и японского аниме, перекликаясь с эпическими сагами вроде “Галактического экспресса 999″ в его классическом виде. В любом случае, получилось очень красиво, оригинально и… не для обычного зрителя. Конечно же, сюжет мультфильма не слишком тривиальный, поэтому детям в возрасте до 13 лет его просмотр не рекомендуется. Но есть и другая причина.

В современном мире, своими корнями глубоко привязанном к христианской морали, вид обнаженных тел гандахарцев (пусть даже голубоватого оттенка кожи) вызывает двойственные чувства. От интереса до непристойности и пошлости. С моей стороны Андервон абсолютно прав – цивилизация подобная Гандахарской должна иметь свои понятия о нормах приличия, тем более, что она издавна стремилась к созданию идеальных тел и мыслей.

“Стыдно у кого не видно!” – могут съязвить некоторые острые на язык зрители, и будут абсолютно правы. Гандахарцам действительно есть что показать и они этого абсолютно не скрывают. Да и в нашем мире подобная тенденция наблюдалась на протяжении нескольких тысячелетий – вспомните хотя бы цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. И тогда, и сейчас никто не говорит, что статуи Венеры или Аполлона является непристойными.

Между прочим, есть даже официальный сайт этого мультфильма noosfere.org – BIENVENUE DANS LE ROYAUME DE GANDAHAR . Разумеется, что он появился значительно позже выхода этого маленького рисованного шедевра, что лишний раз доказывает – хорошие дела в памяти остаются надолго.

Кроме того, в феврале 1988 года, на Международном кинофестивале фантастических фильмов «Fantasporto» в Португалии, мультфильм Рене Лалу номинировался на премию в категории “лучший фильм”. Правда, премию он так и не получил.

И ещё один интересный момент – американскую версию адаптировал для зрителей США не кто иной, как сам Айзек Айзимов и в прокате она называлась “Light Years”. Для наших читателей, владеющих английским языком хотя бы на разговорном уровне, есть возможность бесплатно просмотреть этот мультфильм на Youtube (с приличным качеством изображения и звука).

P.S.
Небольшой бонус – вне темы, но очень приятно и полезно для приобщения к мировой мультипликации на том же Forgotten Animated Films (тоже с Youtube, местами там же можно и посмотреть отдельные эпизоды).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *