МТКВП – почти получилось…

МТКВП1974-й год стал переломным сразу для нескольких ракетно-космических программ СССР. Именно тогда Валентин Глушко, возглавивший ЦКБЭМ после смерти С.П. Королева, принял волевое (но весьма логичное решение) свернуть все работы над не оправдавшем надежду комплексом Н1 и “сместить акцент” на создание многофункциональных кораблей многоразового использования. По времени это совпало с полномасштабным развертыванием американской программы “Space Shuttle”, начатой в 1972 году.

Глушко начал развивать эту тему сразу по нескольким направлением, основным из которых считалось создание полноценной многоразового орбитального корабля (ОК) наподобие американской, но с использованием более ранних наработок по перспективным силовым установкам.

В частности, было предложено использование разрабатываемого четырехкамерного кислородно-керосинового ЖРД тягой более 700 тс. Использование “крылатого” ОК сулило немало преимуществ в плане выведения на орбиту полезной нагрузки, однако этот путь был не самым дешевым и простым.

Уже на ранних этапах проектирования стало ясно, что новый корабль будет обладать большой массрй крыла и фюзеляжа, покрытых мощной теплозащитой из дорогих материалов. Кроме того, потребуется строительство очень длинных высококачественных и дорогостоящих полос для горизонтальной посадки подобных систем.

бескрылый космический аппарат

В качестве альтернативного варианта в том же 1974-м году был предложен бескрылый космический аппарат, состоящий из кабины экипажа в передней конической части, цилиндрического грузового отсека в центральной части и конического хвостового отсека с двигателями для маневрирования на орбите. Проект получил название МТКВП – многоразовый транспортный корабль вертикальной посадки.

Предполагалось, что на орбиту ОК будет выведен при помощи нового ракетоносителя, а после завершения программы полёта корабль совершит управляемый спуск. В этом ему должны были помочь воздушные и газодинамические рули. Войдя в плотные слои атмосферы ОК совершал бы боковой маневр дальностью до 800 км. На конечном участке приземления вертикальная скорость гасятся парашютной системой. Под куполами аппарат снижается в горизонтальном положении.

Остаточная вертикальная скорость гасится двигателями мягкой посадки, а горизонтальная скорость – выпускаемым лыжным шасси. В любом случае, использовать корабли данного типа можно было только при наличии в серийном производстве мощного ракетоносителя типа РЛА-130В модульного типа стартовой массой 2380 тонн. Весовые характеристики МТКВП тоже впечатляли.

МТКВП - спуск на парашютахДостаточно сказать, что МТКВП рассчитывался на ту же грузоподъемность, что “Буран” и ОС-120 – это 30 тонн при выведении на орбиту, 20 тонн — при спуске с нее. Масса ОК после отделения от РН и сброса блока САС составляла 88 тонн. Этот же показатель у ОС-120 равнялся 119 тонн, а у “Space Shuttle” — 114 тонн. Теперь сравним посадочные массы: МТКВП – 66,4 тонны, ОС-120 – 89,4 тонны и 84,8 тонны у “Space Shuttle” .

Впрочем, несмотря на все выгоды, судьба проекта оказалась несчастливой. Если вначале предполагалось, что в случае немедленного начала работ к испытаниям опытных образцов можно будет приступить в 1980 году, то уже в 1976 году выяснилась необходимость повышения его гиперзвукового аэродинамического качества для увеличения боковой дальности.

После размещения треугольных наплывов на корпусе этот показатель удалось повысить до 1800 км, но осталась другая масса нерешенных проблем, наиболее важными из которых был нагрев поверхности ОК на этапе приземления до 1900 градусов и длительный цикл послеполетного восстановления.

Таким образом, корабль получался только частично многоразовым, поскольку после каждого запуска требовалось проводить большой объём работ по доведения МТКВП до лётного состояния. В результате проект был закрыт в 1977 году.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *