Советский ответ СОИ – первые станции серии ДОС \ “Салют”.

СалютСоветский ответ на американскую программу СОИ, каким бы он не был для страны тяжелым в экономическом плане, оказался намного более эффективным и не менее грандиозным. Если бы не распад СССР, космические просторы давно бороздили бы лазерные орбитальные станции с красными флагами на борту, а международный проект МКС так и остался бы в “бумажном” виде.

Впрочем, история создания этих уникальных космических аппаратов началась намного раньше, чем в США занялись “Звездными войнами”. Начнем по порядку.

Идея вывеси в околоземное пространство полноценную орбитальную станцию витала в умах советских конструкторов ещё до запуска первого спутника. С середины 1950-х гг. рассматривалось множество проектов, но все они по различным причинам реализации не нашли. В течении 1957-1964 гг. главной задачей являлся запуск корабля с человеком на борту и отработка основных систем жизнеобеспечения, ориентации и т.п.

Лишь после этого перешли к более сложным конструкциям, приняв программу гражданских орбитальных пилотируемых аппаратов под общим названием “Долговременная орбитальная станция” (ДОС). Впрочем, развивать столь дорогостоящий невоенный проект было слишком расточительно и основную задачу для применения ДОС формулировали отнюдь не гражданские специалисты, а Министерство Обороны. Так проект ДОС стал частью военного проекта “Алмаз”.

Первая орбитальная станция типа “Алмаз”Первая орбитальная станция типа “Алмаз” была построена в 1970 году и фактически являлась “космическим разведчиком”. Эта станция получила официальное обозначение ДОС-1, но также проходила в документам как “Изделие 17К” или “Изделие №121”. Установленный на станции фотоаппарат с мощной оптикой обслуживался самими космонавтами.

В их распоряжении был также “космический бинокль”, с помощью которого можно было “присматривать” цели на Земле и только потом вводить в дело главный инструмент съёмки. Проявка плёнки проводилась на месте и наиболее ценные кадры затем могли передаваться по телевизионному каналу, либо спускаться в специальной капсуле. Помимо этого станция могла вести наблюдение за поверхностью планеты с помощью радиолокатора бокового обзора.

Конструктивно ДОС-1 делился на три основных сегмента. Непосредственно гермоотсек станции был разделен на 2-е зоны, которые условно обозначались зонами большого и малого диаметров.

В передней части станции в зоне малого диаметра (диаметр 2,9, длина 3,8 м.) находился стол для приема пищи, приспособления для ее подогрева, краны с горячей и холодной водой, над столом находился пульт управления системой жизнеобеспечения станции, связью и освещением.

Здесь же были расположены два спальных место – одно стационарное, другое откидное. По бортам бытовой зоны находились шкафы, в которых находилось научное и медицинское оборудование, а также бытовая электротехника: магнитофон, пылесос, радиоприемник. Данная зона была оборудована обзорными иллюминаторами.

За бытовой зоной следовал рабочий отсек или зона широкого диаметра (диаметр 4,15, длина 4,1 м.). Здесь находился пост управления станцией с оптическим визиром и панарамно–обзорными устройствами, перископ кругового обзора, санитарно-гигиеническое и медицинское оборудование, разведывательная аппаратура. Так находившийся позади рабочего отсека оптический телескоп для наблюдения за поверхностью Земли занимал место от пола до потолка станции.

Надо отметить, что ОС комплектовалась, как говорится, по последнему слову техники. В частности, на станции была установлена электромеханическая система стабилизации, которая включала шаровой двигатель-маховик и кольцевой маховик с большим кинетическим моментом. Другой интересной новинкой стали вычислительные машины “Аргон 16”, которые управляли аппаратурой наблюдения станции.

Стыковочный узел было только один и находился в передней части жилого отсека. Спускаемый аппарат отсутствовал, так что космонавты могли воспользоваться только кораблем типа “Союз”, на котором они прибывали на ОС. Электроснабжение станции осуществлялось с помощью солнечных батарей площадью в 52 кв. метра, которые обеспечивали мощность в 3,12 кВт.

Советские конструкторы также предусмотрели вопрос оборонительного вооружения ОС. Примененная здесь система “Щит-1” состояла из 23-мм авиационной автоматической пушки НР-23, предназначенной для стрельбы в вакууме, разработал которую конструктор Нудельман. В годы войны он отличился созданием пушки НС-23 аналогичного калибра, установленной на штурмовики Ил-2. Космическое орудие монтировалось в специальной установке и оснащалось прицелом-визиром. В дальнейшем предполагалось оснастить ОС системой “Щит-2”, которая получила на вооружение две ракеты “космос-космос”.

По расчетам конструкторов одновременно на станции могли находится три космонавта. В случае, когда к ОС был пристыкован корабль серии “Союз”, экипаж мог быть временно увеличен до 6 человек. В течении 1970 года было набрано три экипажа для ДОС-1, для доставки которых предусматривалось использование кораблей “Союз” типа 7К-ОК (11Ф615).

Габаритные размеры и весовые характеристики станции ДОС-1 были следующими: максимальная длина – 14,6 м, наибольший диаметр – 4,2 м, обитаемое пространство – 100 куб. м., полная масса – 17,8 тонн, полезная нагрузка – 5 тонн. Полное время работы на околоземной орбите составляло – 410 дней. На самом деле, жизненный цикл ДОС-1 оказался намного короче в силу обстоятельств технического характера.

Интересно, что для снабжения ДОС-1 был разработан уникальный транспортный корабль, не уступал в размерах самой станции. Его длина составляла 17,5 м, диаметр – 4,2 м, обитаемый объем – 45 куб. м., полная масса – 17,5 тонн, полезная нагрузка – 12,6 тонны. Электроснабжение корабля осуществлялось от солнечных батарей общей площадью 40 кв. метров, которые были способны обеспечить мощность в 2,4 кВт.

Салют-1Дальнейшие события вокруг ДОС-1 развивались следующим образом. В феврале 1971 года станцию доставили на Байконур и после подготовительных работ 19-го апреля состоялся её запуск. На орбиту ОС вывел носитель “Протон-К”. По официальным данным перигей орбиты составлял 180 км, апогей – 214 км, наклонение – 51,4°. С этого момента ДОС-1 стала более известна под названием “Салют-1”, но в последнее время чаще встречается название “Алмаз-1”.

Нельзя сказать, что первый блин вышел комом, но с экипажами ДОС-1 явно не везло. Первым к ОС прибыл экипаж “Союз-10” в составе командира В. А. Шаталова, бортинженера А. С. Елисеев и инженера-испытателя Н. Н. Рукавишникова. Это случилось 23-го апреля 1971 года. Переход космонавтов на станцию произвести не удалось из-за повреждения стыковочного узла, поэтому оба аппарата совершили так называемый “полёт в сцепке”. После этого, 25-го апреля “Союз-10” возвратили на Землю.

Вторая экспедиция завершилась более трагически. Запуск корабля “Союз-11” состоялся 6-го июня 1971 года. На его борту находились: командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев. В этот раз стыковка прошла успешно и экипаж пробыл на ДОС-1 22 суток. Программа экспедиции была выполнена, но 30-го июня, уже на этапе приземления, произошла разгерметизация спускаемого аппарата в верхних слоях атмосферы. У космонавтом в буквальном смысле закипела кровь и хотя к месту приземления экстренно прибыли медики спасти их не удалось.

Одной из причин гибели сразу трех космонавтов стал отказ от скафандров. Дело в том, что в капсуле “Союза” было очень тесно для трех человек и конструкторам пришлось пообещать, что техника сработает надежно и обеспечит полную герметизацию. В результате, удалось высвободить немного места, пожертвовав безопасностью полёта. После этого случая все остальные экипажи “Союзов” летали только в скафандрах.

Был в этой истории и такой момент – к полету на “Союзе-11” стали готовиться Леонов, Кубасов, Колодин? а их дублерами стали Добровольский, Волков и Пацаев. За три дня до старта медики обнаружили у Кубасова затемнение в легких и отстранили его от полета в связи с подозрением на заболевание туберкулезом. После этого рассматривалось предложение о замене его Волковым. Но на заседании Госкомиссии за 10 часов до старта было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, а полетят Добровольский, Волков, Пацаев…

Период пребывания станции ДОС-1 завершился 11-го октября 1971 года, когда Центр управления полётами дал команду на вхождение в плотные слои атмосферы. Станция частично сгорела, а её обломки упали в Тихий океан.

Программа станций типа ДОС была продолжена в том же году, но снова неудачно. По прошествии 10 месяцев с Байконура стартовал носитель “Протон”, который должен был вывести на орбиту станцию ДОС-2, фактически являвшейся модернизированным аналогом ДОС-1. Запуск состоялся 29-го июля 1972 года, но на 182-й секунде полета прошло выключение ДУ 2-й ступени и разрушение ракеты. Вторая станция, иногда называемая “Салют-2”, погибла, так и не достигнув орбиты.

ДОС-2 Для подготовки к полетам на следующую станцию ДОС-2 в конце 1971 года к Леонову и Кубасову, Губареву и Севастьянову присоединился еще один экипаж – Лазарев, Макаров, а также космонавты Гречко и Климук, которые в тот момент не были в экипажах.

Вскоре экипаж Губарева переформировали, а составы и очередность полетов экипажей на ДОС-2 определили окончательно.

Первыми в августе 1972 года должны были лететь Леонов и Кубасов на корабле “Союз-12”. Затем предполагалась отправка на станцию дублирующего экипажа в составе Лазарева и Макарова.

За ними – Губарев и Гречко. Последними на ДОС-2 предполагалось направить Климука и Севастьянова.

На этом работы по ДОС были отодвинуты на второй план, а их место заняли станции типа ОПС, оказавшиеся более удачными.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *