Alien 3. А ведь всё могло быть совершенно иначе…


alien 3 Теперь вернемся в далекое прошлое – в конец 1980-х годов, когда вторая часть Alien заработала восторженные отзывы критиков и зрителей, Оскар за спецэффекты, а также стала новым образцом для многочисленных (и главное, по большей части неудачных, подражаний).

Именно в конце 1986 года начались разговоры о том, чтобы снять продолжение дилогии, но творческие споры в буквальном смысле зашли в тупик по одной простой причине – по мнению продюсеров третья часть не должна была повторять, а тем более быть похожей, на сюжет первых двух Alien…

Дальнейшая история многократно описывалась на сайтах, посвященных вселенной Alien, так что подробно пересказывать её не имеет большого смысла. Остановимся на основных моментах.

В начале 1987 года сценаристами нового фильма стали Хилл и Гайлер, которые работали сразу над несколькими схожими концепциями нового фильма. Вначале планировалось, что выжившие с “Sulaco” будут противостоять русским(!), которые выращивали Чужих в качестве биологического оружия. Снять хотели сразу два фильма – один про Хикса и Нют и второй с Рипли в главной роли. И при этом очень хотелось чтобы обе части вышли на экраны одновременно, чтобы сразу покрыть все издержки производства.

Понятно, что этот замысел был неосуществим. Тогда продюсеры Гордон Кэрролл и Уолтер Хилл присмотрели в режиссеры Винсента Уорда и Дэвида Финчера. В свою очередь 20th Fox настаивала на кандидатуре режиссера Ренни Харлин. Именно он выступил с предложением перенести действие Alien 3 на планету “откуда всё начиналось”. Возможно, имелась в виду LV-426 (она же Acheron), но не исключено, что её могла быть родная планета Космических Жокеев (Space Jockey).

В это время продюсеры подыскали режиссера – им должен был стать Уильям Гибсон. Это было в сентябре 1987 года. А уже в декабре Гибсон сам принес свой вариант сценария в котором действие переносится на орбитальную станцию. Выжившие с “Sulaco” вступают в борьбу и с Чужими, и с русскими, причем по ходу сюжета появляется гибрид Чужого и человека. Сценарий был отвергнут, но впоследствии его наработки были использованы при создании Alien Resurrection.

В итоге Гибсона уволили и Ренни Харлин рекомендовал продюсерам Эрика Реда. Однако работа с кинокомпанией и продюсерами явно не ладилась.

Вот что вспоминали об этом сценаристы:

Эрик Рэд: “Когда я подключился к работе, главная проблема была в том, что они сами не знали, чего хотят. У Хилла и Гайлера не было какого-либо реального плана картины”.

Ренни Харлин: “Окончательный набросок проекта был настолько уныл, что я обратился к 20th Century Fox с просьбой о расторжении контракта”.

Представленная Рэдом 7-го февраля 1989 года рукопись вновь была отвергнута и планы сделать два фильма оставили окончательно. У кинокомпании начало заканчиваться терпение поскольку результат был скорее отрицательный – деньги за сценарии были заплачены, а к съемкам фильма так и не приступили. Следующим сценаристом стал Дэвида Тохи, которого продюсеры попросили переписать проект Рэда, включив в него налёт боевиков на “Sulaco”.

Эти события происходили в конце марта 1989 года и закончились вполне ожидаемо – в СССР вовсю разбушевалась перестройка и история со злобными русскими стала не актуальной. Тогда Тохи переместил место действия в космическую тюрьму и снова вернулся к идее двух фильмов. В главной роли снова рас читывали снимать Сигурни Уивер, так что после очередного переписывания сюжет стал наиболее близким к тому, по которому снимали Alien 3.

Вроде всё наладилось, но оставалась проблема с отсутствием режиссера. Продюсеры предложили новозеландского режиссера Винсента Уорд, снявшего “The Navigator: An Odyssey Across Time” (1988). С этого момента сюжет претерпел радикальные изменения, поскольку в сценаристы пригласили Джона Фазано. Космическая тюрьма отменялась – вместо неё дейсвтие разворачивалось на своеобразном планетоиде целиком построенном из дерева(!).

alien foetusВинсент уорд прокомментировал сюжет следующим образом:

“Рипли будут галлюцинации, а потом она узнала бы, что заражена Чужим. История должна была быть не столько о выживании и о борьбе с существом, сколько об этой женщине, которая в каждом фильме теряла близких людей и всех, кто ее окружает.

Рипли должна была прийти к выводу, что беду приносит она сама, и единственный способ избавить человечество от этого кошмара — это самоубийство. Так что, когда в колонии разгорается пожар, мы видим, как она уходит в пламя. Таков был финал истории.

В студии, однако, спросили, нет ли какого-то способа, чтобы она выжила, на что я сказал: «Конечно!» В моей истории был монах по имени Джон. Между ним и Рипли возникает некое притяжение, вроде сексуального, хотя в моей истории ничего такого не происходит, поскольку этот человек сделал другой жизненный выбор. Так вот он находит книгу о Дьяволе, из которой узнает способ изгнания.

Зародыш Чужого забирается в него самого, поскольку должен найти себе носителя, чтобы продолжать развитие. После чего в пламя уходит уже Джон. Мы показали обе версии Сигурни, на что она сказала, что не хочет выживать и ее уже тошнит от этого. «Просто убейте меня, мне нравится первая версия! Я не собираюсь делать этот фильм до тех пор, пока вы меня не убьете». “

В общем-то, этот сценарий оценивался как окончательный, хотя Фазано переписал его ещё пять раз. Ни один из вариантов кинокомпании не понравился и первый вариант Уорда признали более приемлемым.

В 1990 году началась постройка декораций. Была также сделана масса набросков и детально прорабатывался сюжет. Планетоид имел сферическую форму и внутри был разделен на уровни. Если верить эскизам их было не менее шести, причем некоторые из них имели высоту потолка порядка 20 метров с ажурными деревянными конструкциями.

Всё это выглядело очень готично и красиво, но полностью реализовать все творческие замыслы было уж слишком дорого. В одном из вариантов планета была уже обычная, а на ней был построен монастырь. Относительно предыдущего варианта это было значительно дешевле и декорации решили оформлять именно в таком варианте. Оставались, правда, неясности с появлением эмбриона Чужого в теле Рипли и ролями остальных выживших с “Sulaco”.

В общем итоге, к началу 1990 года, 20th Fox вложила почти 13 миллионов в сценарии и декорации, но к съёмкам фильма так и не приступили. Настала пора радикальных мер которая привела к новой переработке сюжета и возвращению к космической тюрьме. В рамках “программы спасения” декорация часть сцен сняли в бывшей церкви, планировавшейся для более раннего варианта сценария.

На этом, история альтернативных сюжетов для Alien 3 завершилась. А ведь действительно, если бы 20th Fox и продюсеры выдвигали разумные требования к будущему сюжету, мы бы увидели не мрачную тюрьму с заключенными в балахонах, а космическую станцию или “деревянную планету”.