MOLAB – луноходная концепция.


MOLAB – луноходная концепцияПервый пост в этом году будет посвящен малоизвестному у нас проекту американских специалистов под аббревиатурой MOLAB (Mobile Laboratory).

По замыслу разработчиков лунная экспедиция рано или поздно должна была взять с собой вполне серьёзное транспортное средство для передвижения по Луне, которое одновременно служило бы научным модулем.

Как обычно, придумать концепцию было легче, чем сделать.

Работы по луноходам проводились в рамках контракта NAS8-11096 на рубеже 1963-1964 гг. Понятно, что MOLAB был включен в качестве составной части программы Apollo.

Как это ни странно, но к машине не предъявлялось жестких требований по массе – получив задание построить аппарат массой 2950-3850 кг разработчики получили некоторую свободу действий.

Первый вариант MOLAB был выполнен вполне в духе 60-х гг. и получился довольно громоздким. Особо радует наличие “командирской башенки” на корпусе. Доставляться луноход должен был отдельным рейсом на ракетоносителе “Saturn V”.

Первый вариант лунохода MOLAB

Обратите внимание на конструкцию колес – американцы заимствовали идею у британца Томаса Китченса (Thomas Kitchens), который запатентовал её ещё в 1858 году!

Луноход

Через некоторое время фирма Grumman предложила значительно модернизированный проект, который впоследствии был принят к реализации. Луноход состоял из двух сочлененных секций – в передней размещался пост управления, жилой и лабораторный отсек, а в задней находилась силовая установка. Экипаж машины включал два-три человека, в зависимости от целей миссии.

Первый вариант был рассчитан на 14 суток автономного хода по бескрайним лунным просторам, однако дальность его действия ограничивалась 396 километрами. Максимальная скорость теоретически должна была составить 16 км\ч при массе 3732 кг.

Второй вариант, где должны были участвовать три астронавта, предполагал 21-дневное присутствие на Луне. При общей массе 3810 кг луноход нёс 320 кг научного оборудования и мог передвигаться со средней скоростью 10 км\ч.

для тренировок астронавтов был даже собран MOBLAB Simulator

Первое время работы продвигались успешно – для тренировок астронавтов был даже собран MOBLAB Simulator. Однако к 1965 году стало понятно, что в “Лунной гонке” ставки следует делать на более экономичные проекты, способные принести более скорый результат. В итоге, проект MOLAB для лунной экспедиции был отменен, однако значительная часть наработок по нём уже через год была использована для вполне земных нужд.

внедорожное транспортное средство для геологических исследований.

В 1966 году фирма General Motors предоставила USGS Center of Astrogeology (Flagstaff, Arizona) внедорожное транспортное средство для геологических исследований.