Redspace – рубрика посвященная нереализованным советским проектам освоения космического пространства.


Redspace – наша новая рубрика посвященная нереализованным советским проектам освоения космического пространстваRedspace – наша новая рубрика посвященная нереализованным советским проектам освоения космического пространства – результат совместных усилий художника-иллюстратора Виктора Филиппского (графическая часть) и творческой администрации нашего сайта (текст).

Наверняка многие читатели старшего поколения (тем, кому уже минуло 30-40 лет), выписывавших журналы “Техника-молодежи”, “Наука и жизнь” и т.д., хорошо помнят рисунки и картины советских художников, изображавших бескрайнее многообразие Вселенной и романтику космоса. Некоторая часть этих произведений искусства также публиковалась на нашем сайте, но это – всего лишь тени давно минувших лет.

Сейчас направление романтической фантастики, так сказать, не модное. Тема освоения космоса отошла на второй план, если не сказать больше, и вместо неё гораздо популярнее стала так называемая “боевая фантастика”, а также смесь фэнтези, фантастики и других жанров. Одним словом, везде где есть баталии, лазеры, разрушения и свирепые войны нордического вида.

Соответственно, большая часть фантастической живописи тоже изменила направленность, на мой взгляд, не всегда в лучшую сторону. Разумеется, есть художники и иллюстраторы, чьи произведения безумно прекрасны с эстетической точки зрения. Но сейчас, с развитием компьютерных технологий, почти любой желающий может освоить технику рисования в различного рода графических программах.

Таким образом, создается эффект переполнения – рисунков и картин очень много, а по-настоящему оригинальных вещей практически нет. Кроме того, иногда хочется не “компьютерных картинок”, а настоящих рисунков, как те, что например создавал Роберт Авотин. простые по содержанию они навсегда запоминаются своим стилем. В этом плане очень приятно, что есть ещё энтузиасты, способные создавать маленькие шедевры своими руками.

На первом рисунке изображен посадочный модуль советской станции ЛК-700, совершающий посадку на лунную поверхность, в момент отделения тормозного блока. Этот проект был разработан В.Челомеем и являлся по-сути конкурентом проекта Н1-Л3.

Посадка ЛК-700,сброс тормозного блока.

Посадка ЛК-700,сброс тормозного блока.

Свои предложения по лунной экспедиции на Луну коллектив под руководством Челомея (ОКБ-52) предложил в ноябре 1966 года. Как и разработка Королёва это был составной комплекс – ракета-носитель УР-700 и лунный модуль ЛК-700. Правда, в отличии от Н1 работы по носителю велись не с “нуля”, а на основе уже серийной трехступенчатой ракеты УР-500К. Предложенная схема с двигателями РД-270 конструкции Глушко позволяла развить тягу 5760 тонн. Это означало, что на орбиту можно вывести полезный груз массой около 140 тонн. Для сравнения, всего 90 тонн поднимала Н-1 и 118 тонн – американский “Saturn-5″. далее приведу цитату из книги “Битва за звезды. космическое противостояние”:

“Схема «прямой» экспедиции по проекту «УР-700-ЛК-700» практически не отличалась от «прямого» варианта проекта «Нова-Аполлон», от которого американцы отказались в конце 1961 года. Она предусматривала выведение на околоземную орбиту космического корабля с разгонным блоком и его последующий старт к Луне.

Торможение и выход космического корабля на окололунную орбиту, а также сход с нее и гашение основной скорости выполнялись с помощью специального тормозного блока. На высоте нескольких километров от поверхности Луны тормозной блок сбрасывался, а мягкое прилунение корабля на посадочные опоры осуществлялось дросселированием ЖРД взлетного блока, как это делается в лунном корабле «ЛК» программы «Н1-ЛЗ». Двигатели всех блоков (так же как и основные двигатели ракеты-носителя «УР-700») должны были работать на высококипящих компонентах АТ-НДМГ.

Два космонавта корабля «ЛК-700» находились в возвращаемом аппарате, напоминающем аппарат, разработанный для облетной программы «УР-500К-ЛК-1».

После выполнения задач полета, связанных с пребыванием экипажа на Луне, осуществлялось отделение посадочных приспособлений и запуск ЖРД взлетного блока с работой его на полной тяге. После старта с Луны корабль «ЛК-700» должен либо сначала выйти на окололунную орбиту, а потом стартовать с нее к Земле (один вариант проекта), либо сразу же выходить на траекторию полета к Земле (второй вариант).”

ЛК1-УР500К над кратером Альфонс.

ЛК1-УР500К над кратером Альфонс.

В целом, это позволяло создать более надежный носитель и лунный модуль в более сжатые сроки при меньших затратах, но идея Челомея и Глушко не была поддержана в правительстве. Тогда казалось, что предложение является слишком смелым, да и масса сил была уже отдана на проект Н1-Л3. Ещё одним аргументом не в пользу УР-700 стала высокая опасность заражения местности остатками горючего в случае аварии сверхтяжелого носителя.

Несмотря на то, что работы по комплексу УР-700 – ЛК-700 продолжались до начала 1970-х гг. усилия ОКБ-52 фактически оказались напрасными.

Надувные блоки (советский лунный модуль ЛК-700).

Надувные блоки (советский лунный модуль ЛК-700).

Сейчас от этого проекта остались только эскизы и рисунки. Впрочем, если бы предпочтение было отдано не провальной Н1, а проекту УР-700, то вполне возможно, что экспедиция на Луну могла состояться если не в 1967-1968 гг., а чуть позже. Например, к 1969-1970 гг. вполне можно было осуществить пилотируемый облёт Луны, годом позже – посадку на лунную поверхность модуля с космонавтом на борту, а к 1974-1976 гг. основать небольшое лунное поселение из надувных блоков.

ЛК НПО “Энергия”.

ЛК НПО “Энергия”.

Весьма интересный проект был предложен в 1974 году специалистами НПО “Энергия”. В отличии от остальных команда конструкторов под руководством В. П. Глушко спроектировала лунный модуль, рассчитанный на долговременную эксплуатацию на Луне. В его основе был Лунный Экспедиционный Модуль (ЛЭК), прямой посадки, выводимый на траекторию полета к Луне с помощью носителя “Вулкан”.

ЛЭК состоял из трех ступеней:

– посадочная, представлял собой восьмигранную платформу с четырьмя рулевыми ЖРД
– взлётная, имела форму усеченного цилиндра с подъёмным двигателем в средней части
– обитаемый блок, здесь на протяжении всего полёта к Луне и при посадке на её поверхность находился экипаж из двух человек.

Также на внешней стороне обитаемого блока крепились солнечные батареи, а снаружи должен был крепиться крупный луноход для передвижения космонавтов по лунной поверхности.

К сожалению, проект НПО “Энергия” сильно опоздал. “Лунная гонка” к тому времени завершилась и приоритет был отдан автоматическим станциям, для которых не требовались сверхмощные ракетоносители.