Space Clipper космической одиссеи.

Space Clipper космической одиссеиСегодня небольшой рассказ о космоплане Orion III. Сегодня уже порядком забытый он, в начале 1970-х гг., был предвестником нового будущего, где человечество успешно освоило околоземное пространство и коммерческие рейсы к орбитальным станция стали нормальным явлением.

Полагаю, что те читатели, которые смотрели фильм “2001: A Space Odyssey”, наверняка хорошо запомнили этот фантастический эпизод.

На самом деле – 5-минутный полет к космической станции под вальс Штрауса в буквальном смысле этого слова завораживает. В год входа “Космической одиссеи” (1968 г.) спецэффекты с незначительной долей компьютерной обработки смотрелись более чем реалистично. Я думаю, что и сейчас при просмотре того же отрывка из фильма ощущения будут схожими.

При создании фильма Стэнли Кубрик, вместе со своими ассистентами, детально прорабатывал каждую модель космического корабля. Про “Discovery” мы поговорим немного позже – это отдельный объект для исследования. Не менее удачным получился космоплан Orion III, который стал более известен под названием Space Clipper.

Согласно имеющейся информации это была двухступенчатая система – космоплан выходил в космическое пространство с помощью носителя, оснащенного ракетными двигателями. В космосе он также использовал ракетные двигатели, а при возвращении на Землю в плотных слоях атмосферы работали уже обычные реактивные двигатели.

На ранней стадии съёмок ракетные двигатели хотели разместить на верхней части фюзеляжа и сделать сбрасываемыми, впрочем, финальный вариант космоплана мне кажется более грациозным. Вероятно, Стенли Кубрик хотел показать не только полёт к Space Station V, но и возвращение на Землю.

О том, насколько ответственно создатели фильма отнеслись к показу космических кораблей будущего, можно судить по их интерьерам. Взять хотя бы пассажирский салон. Кресла с вмонтированными в их спинки дисплеями. Дорожка со специальным покрытием, позволяющим стюардессам ходить по ним в состоянии полной невесомости в специальной обуви.

Большие информационные экраны. Всё это предвосхитило некоторые новинки, которые появились десятилетиями позже. Ну и самое главное – кабина пилотов. В её проработке участвовала группа специалистов из NASA, так что всё получилось очень достоверно и почти как “живое”.

Space Clipper (Pan Am)

Space Clipper (Pan Am)

Space Clipper (Pan Am)

Космическая станция Space Clipper (Pan Am)

Space Clipper (вид из дока Space Station V)

Space Clipper и орбитальная станция Space Station V

Кстати, многие обратили внимание, что на Orion III нанесена окраска и логотип авиакомпании Pan American World Airways, находившейся тогда на вершине успеха. Такая вот ненавязчивая, но очень эффективная реклама. Кстати, альтернативное название Space Clipper также появилось не случайно. Дело в том, что все самолёты Pan Am имели собственные имена, содержащие слово Clipper.

Space Clipper (интерьер)

Space Clipper (интерьер)

Space Clipper (интерьер)

Space Clipper (интерьер)

Space Clipper (кабина пилотов)

Space Clipper (кабина пилотов)

Да уж, были времена. Фильм вошел в анналы истории кинематографа (рейтинг IMDb 8,3/10, хотя можно было поставить 9,9), а вот судьба его героев оказалась не столь радужной.

Во время создания фильма (1965-1968 гг.) никто не мог предположить, что Orion III с логотипом Pan Am станет фантастикой вдвойне. Судьба этой авиакомпании Pan American World Airways оказалась довольно печальной. В 1978 году в США вступил в силу закон о дерегулировании воздушных перевозок, к которому руководство авиакомпании оказалось абсолютно не готово.

Стала возрастать расходная часть и в 1985 года азиатско-тихоокеанское направление полностью было продано авиакомпании United Airlines. Окончательно Pan Am была “добита” войной в Персидском заливе, которая привела к росту цен на нефть и авиатопливо. В конечном итоге ничего не оставалось делать, как объявить о банкротстве. Это случилось 4 декабря 1991 года.

Дата тем более символична, если вспомнить, что 8-го декабря было подписано не менее знаменательное Беловежское соглашение. А ведь именно с Аэрофлотом в 1978 году разрабатывался план совместной эксплуатации линии Нью-Йорк – Москва. Для этого предполагалось использовать самолёты Boeing 747 с комбинированной раскраской…

Не был обделен вниманием Orion III и модельными фирмами.

Space Clipper (Aurora)

Одной из первых масштабную модель выпустила американская фирма Aurora. Причем в масштабе 1\144, хотя габаритные размеры космоплана вполне позволяли сделать его в масштабе 1\72. Возможно, данная модель рассматривалась производителем именно как “настольно-полочный” вариант.

Space Clipper (Airfix)

Orion: 2001 (Airfix)

В конце 1970-х гг. вышла вторая модель, которая была разработана фирмой Airfix. Также в масштабе 1\144 (видимо, чтобы не отходить от традиции).

В обоих случаях модели по нескольку раз меняли упаковку, что никак не отражалось на внутреннем содержании. Так что деталировки интерьера моделисты не дождались.

Space Clipper  (Moebius)

Со временем обе модели канули в лету, а фирма Aurora вообще прекратила своё существование. Пресс-формы были проданы и одна из них (как-раз та, которая надо) была выкуплена фирмой Moebius.
При большом желании можно найти модели всех трех фирм, по достаточно приемлемой стоимости (около 20-30$).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *